Контроллинг: Учебное пособие (Сущность и организация контроллинговой деятельности. Стратегическая диагностика позиции предприятия), страница 6

Основная проблема в ориентации службы контроллинга заключается в необходимости устранения конфликта интересов между сотрудниками новой службы и прочих подразделений предприятия. На практике этот конфликт устраняется либо путем установления приоритетности решения контроллера /12/, либо в результате подчинения службы непосредственно генеральному директору /23/. Такие меры являются достаточно эффективными. Об этом свидетельствует тот факт, что уже в середине 1970-х гг. более 90 % крупных предприятий ФРГ располагали самостоятельными подразделениями контроллинга /23/.

Подводя предварительные итоги, необходимо отметить следующее. Вне зависимости от выбранного варианта организационного оформления задача внедрения концепции контроллинга может считаться достигнутой в случае формирования особой подсистемы интегрированного управления. Эта подсистема должна обеспечить координацию процессов планирования, организации и контроля на основе создания единого внутрифирменного информационного пространства.

Тесты

1.  Какой из приведенных ответов наиболее точно отвечает на вопрос, что такое контроллинг?

а)  Наука об эффективном управлении.

б)  Подсистема, организационно обеспечивающая контроль результатов деятельности.

в)  Подсистема управления, направленная на координацию процессов планирования, организации и контроля на основе интеграции информации стратегического и оперативного учета.

г)  Управленческий учет.

2.  Какие из перечисленных задач решаются контроллерами?

а)  Заполнение форм бухгалтерской отчетности.

б)  Разработка методики составления для предприятия бюджета закупок.

в)  Проведение ревизий.

г)  Подготовка аналитических записок для руководителя предприятия.

3.  С какими подразделениями предприятия взаимодействует служба контроллинга?

а)  С бухгалтерией.

б)  С планово-экономическим отделом.

в)  С коммерческим отделом.

г)  Все ответы верны.

Упражнение

Дайте пример управленческой информации, которая необходима руководителям в следующих случаях:

1)  руководство торгового центра рассматривается вопрос о том, стоит ли открывать на лето дополнительный торговый павильон;

2)  владелец магазина обдумывает, как отразится на доходах его бизнеса переход на продажу товаров по методу самообслуживания;

3)  начальник коммерческого отдела решает, завозить товар еженедельно или через каждые две недели.


2.         ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОДГОТОВКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

2.1.        Классификация затрат

Поскольку практически все управленческие решения касаются вопросов использования ресурсов, то для оценки их эффективности обязательно в том или ином виде привлекается информация о соответствующих затратах. Причём вероятность принятия обоснованного решения повышается, если информация будет представлена в удобной для восприятия руководителем форме. С учётом этого перед контроллером, безусловно, должна ставиться задача организации учёта по отдельным видам затрат, определяемым в зависимости от целей анализа. Сопоставление наиболее распространённых подходов к классификации затрат, представленных в работах /14, 16, 18, 20, 40/, позволяет согласиться с тем мнением, что в общем случае все затраты могут быть объединены для достижения трёх видов целей:

1)  для принятия управленческих решений;

2)  для целей калькулирования;

3)  для целей организации контроля.

Как показывает анализ практики эффективного управления, для принятия широкого круга управленческих решений традиционно используется деление затрат на постоянные и переменные. Впервые такое деление было приведено в работе Дж. М. Фелса и Э. Гарке в конце XIX века /2/ и было связано с установлением зависимости между динамикой затрат и объёмом произведённой продукции.

В российской практике подход, предусматривающий разделение затрат на постоянные и переменные, также получил широкое распространение /22, 26/. При этом обычно используются методы:

1)  анализа счетов;

2)  визуальный;