Контроллинг: Учебное пособие (Сущность и организация контроллинговой деятельности. Стратегическая диагностика позиции предприятия), страница 21

Для эффективного бюджетного планирования большое значение имеет не только структура сводного бюджета, но и применение процедуры его составления. В связи с этим предлагается рассмотреть наиболее распространенные планово-аналитические инструменты, применяемые для подготовки отдельных видов бюджетов.

Как видно из рис. 4.2, исходным этапом для подготовки всей системы бюджетов является разработка бюджета продаж. В зависимости от особенностей деятельности предприятия могут быть использованы различные методы составления бюджета продаж. Среди них можно выделить следующие основные методы:

1)  на предприятиях, работающих по индивидуальным заказам, планирование объема продаж рекомендуется осуществлять исходя из условий заключенных или предполагаемых к заключению договоров;

2)  на предприятиях, доминирующих на том или ином рынке, планирование может производиться на основе анализа взаимосвязи между затратами, объемами и прибылью;

3)  на предприятиях, реализующих товары серийного  и массового производства, может быть использован метод экстраполяции по скользящей средней и экспоненциальной средней.

В первом случае для определения прогнозного объема продаж по группам данных за определенный интервал времени рассчитывается средний объем продаж. Причем каждая последующая группа образуется сдвигом на один период по формуле:

, где  – прогноз объема продаж на n-й период; Q1, Q2, Qn-1 – фактические данные об объемах продаж за  n-1 период; n – количество периодов наблюдения за динамикой продаж.

При этом прогнозный объем продаж в (n + 1)-й период составляет:

.

В случае экстраполяции по экспоненциальной средней прогноз объема продаж определяют по формуле:

           при L  [0,1; 0,3], где  – предыдущий прогноз объема продаж; L – коэффициент, характеризующий вес текущего наблюдения.

Для обеспечения бесперебойного функционирования предприятия составляется бюджет переходящих запасов готовой продукции. Этот вид бюджета разрабатывается с учетом основополагающего принципа управления запасами, согласно которому оптимальный уровень запасов должен соответствовать точке минимума общих затрат, обусловленных их формированием и обслуживанием.

Для товарных запасов математическая модель определения их рационального уровня может быть записана следующим образом:

, где  – запас i-го вида готовой продукции;  – прогнозируемый объем продаж i-го вида готовой продукции; ti – размер запаса готовой продукции в днях потребности; Т – продолжительность будущего периода.

В свою очередь, размер запаса в днях потребности определяются с учетом выражения:

где tподг – время, необходимое для подготовки продукции к отгрузке; tнак – время, необходимое для накопления продукции до транзитной нормы отгрузки.

Бюджет производства составляется по видам продукции на основе соотношения:

где  – объём выпуска валовой продукции i-го вида;  – объём товарной продукции i-го вида; , – объём производства незавершённой продукции i-го вида продукции соответственно на начало и конец планируемого периода.

Незавершенное производство играет важную роль, обеспечивая непрерывность производственного процесса. Экономически обоснованный объем незавершенного производства определяется по формуле:

,

где  – длительность производственного цикла при изготовлении i-го вида продукции; Ki – коэффициент нарастания по i-го вида продукции.

В том случае, если одна часть затрат является единовременными, а другая – представляет собой затраты, равномерно распределяемые в течение планируемого периода времени, то  коэффициент Ki может быть исчислен по формуле:

,

где ТСе – затраты, производимые единовременно в начале производственного цикла; ТСр – затраты, осуществляемые равномерно в течение всего производственного цикла.

В случае, когда в последующие периоды у предприятия также возникают неравномерные затраты, коэффициент Ki может быть определён с помощью выражения:

, где t – продолжительность планируемого периода; ТС2, ТС3 – затраты, производимые по дням производственного цикла; t2, t3 – продолжительность периода времени от момента совершения разовых операций до момента окончания производственного цикла; S – стоимость затрат на производство товарной продукции.