Для эффективного бюджетного планирования большое значение имеет не только структура сводного бюджета, но и применение процедуры его составления. В связи с этим предлагается рассмотреть наиболее распространенные планово-аналитические инструменты, применяемые для подготовки отдельных видов бюджетов.
Как видно из рис. 4.2, исходным этапом для подготовки всей системы бюджетов является разработка бюджета продаж. В зависимости от особенностей деятельности предприятия могут быть использованы различные методы составления бюджета продаж. Среди них можно выделить следующие основные методы:
1) на предприятиях, работающих по индивидуальным заказам, планирование объема продаж рекомендуется осуществлять исходя из условий заключенных или предполагаемых к заключению договоров;
2) на предприятиях, доминирующих на том или ином рынке, планирование может производиться на основе анализа взаимосвязи между затратами, объемами и прибылью;
3) на предприятиях, реализующих товары серийного и массового производства, может быть использован метод экстраполяции по скользящей средней и экспоненциальной средней.
В первом случае для определения прогнозного объема продаж по группам данных за определенный интервал времени рассчитывается средний объем продаж. Причем каждая последующая группа образуется сдвигом на один период по формуле:
, где – прогноз объема продаж на n-й период; Q1, Q2, Qn-1 – фактические данные об объемах продаж за n-1 период; n – количество периодов наблюдения за динамикой продаж.
При этом прогнозный объем продаж в (n + 1)-й период составляет:
.
В случае экстраполяции по экспоненциальной средней прогноз объема продаж определяют по формуле:
при L [0,1; 0,3], где – предыдущий прогноз объема продаж; L – коэффициент, характеризующий вес текущего наблюдения.
Для обеспечения бесперебойного функционирования предприятия составляется бюджет переходящих запасов готовой продукции. Этот вид бюджета разрабатывается с учетом основополагающего принципа управления запасами, согласно которому оптимальный уровень запасов должен соответствовать точке минимума общих затрат, обусловленных их формированием и обслуживанием.
Для товарных запасов математическая модель определения их рационального уровня может быть записана следующим образом:
, где – запас i-го вида готовой продукции; – прогнозируемый объем продаж i-го вида готовой продукции; ti – размер запаса готовой продукции в днях потребности; Т – продолжительность будущего периода.
В свою очередь, размер запаса в днях потребности определяются с учетом выражения:
где tподг – время, необходимое для подготовки продукции к отгрузке; tнак – время, необходимое для накопления продукции до транзитной нормы отгрузки.
Бюджет производства составляется по видам продукции на основе соотношения:
где – объём выпуска валовой продукции i-го вида; – объём товарной продукции i-го вида; , – объём производства незавершённой продукции i-го вида продукции соответственно на начало и конец планируемого периода.
Незавершенное производство играет важную роль, обеспечивая непрерывность производственного процесса. Экономически обоснованный объем незавершенного производства определяется по формуле:
,
где – длительность производственного цикла при изготовлении i-го вида продукции; Ki – коэффициент нарастания по i-го вида продукции.
В том случае, если одна часть затрат является единовременными, а другая – представляет собой затраты, равномерно распределяемые в течение планируемого периода времени, то коэффициент Ki может быть исчислен по формуле:
,
где ТСе – затраты, производимые единовременно в начале производственного цикла; ТСр – затраты, осуществляемые равномерно в течение всего производственного цикла.
В случае, когда в последующие периоды у предприятия также возникают неравномерные затраты, коэффициент Ki может быть определён с помощью выражения:
, где t – продолжительность планируемого периода; ТС2, ТС3 – затраты, производимые по дням производственного цикла; t2, t3 – продолжительность периода времени от момента совершения разовых операций до момента окончания производственного цикла; S – стоимость затрат на производство товарной продукции.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.