Контроллинг: Учебное пособие (Сущность и организация контроллинговой деятельности. Стратегическая диагностика позиции предприятия), страница 22

Следует отметить, что между бюджетом производства и рассмотренными бюджетами существует связь, которая может быть описана выражением:

, где ,  – запас i-го вида готовой продукции соответственно на начало и конец планируемого периода.

В основе построения бюджета закупок лежит соотношение:

Мj – , где qij – норма расхода j-го вида материальных ресурсов на производство единицы i -го вида готовой продукции;  – запас материальных ресурсов  i -го вида соответственно на начало и конец планируемого периода; n – количество видов готовой продукции, при производстве которых используется j-й вид материальных ресурсов.

Проект бюджета прямых затрат труда, как правило,  составляется на основе плана валового выпуска, технологического нормирования прямых трудозатрат в расчете на единицу выпускаемых видов продукции и тарифной сетки, действующей на предприятии. Основными методами планирования при разработке бюджета общепроизводственных расходов являются следующие:

·  калькулирование на основе расчета плановой ставки начисления, характеризующей соотношение расхода вспомогательного материала с показателем объема деятельности или отдельной статьи прямых затрат в физическом выражении;

·  технологическое нормирование, позволяющее определить величину затрат исходя из действующих норм;

·  сметное планирование, используемое в процессе расчета фонда оплаты труда общепроизводственных рабочих предприятия;

·  расчетные методы, применяемые, например, при определении амортизации.

Для расчета сумм покрытия по видам продукции общепроизводственные расходы должны быть распределены по отдельным продуктам. Распределение осуществляется на основе выбора базы распределения и расчета ставки распределения (см. разд. 2).

В сумме бюджета прямых материальных затрат, прямых затрат труда и общепроизводственных расходов формируют бюджет производственных затрат.

При планировании коммерческих расходов следует учитывать их деление на постоянные и переменные. Определение величины переменных коммерческих расходов рекомендуется производить на основе определения плановой ставки начисления, которая привязывается к отдельным базам начисления. В качестве этих баз выступают те аспекты сбытовой деятельности предприятия, которые определяют возникновение соответствующей статьи коммерческих расходов. Традиционной базой начисления являются физический объем отгрузки, плановый объем выручки, планируемый километраж рейсов и др.  Что касается постоянных коммерческих расходов, то их величина определяется на основе сметного планирования в разрезе подразделений предприятия, контролирующих соответствующие расходы.

Планирование общехозяйственных расходов также рекомендуется осуществлять с учетом их деления на постоянную и переменную части.

Для подготовки отчета о финансовых результатах в дополнение к ранее рассчитанным бюджетным показателям прогнозируются:

1)  доходы и расходы по прочей реализации и  по внереализационным операциям;

2)  уплачиваемые предприятием налоги;

3)  платежи из чистой прибыли.

Кроме того, собранная в рассмотренных бюджетах информация может быть использована для подготовки отдельных отчетов о финансовых результатах в разрезе отдельных видов продукции. При этом отчет рекомендуется строить по принципу директ-костинг, когда, как известно, выделяются выручка от реализации, переменные затраты и сумма покрытия по каждому виду продукции.

Инвестиционный бюджет на основе выбранного контроллером критерия эффективности определяет, какие виды активов необходимо ввести в оборот и с какими затратами это будет сопряжено. Информация, содержащаяся в инвестиционном бюджете, влияет на план денежных потоков и на прогнозный баланс предприятия.

План денежных потоков определяет величину и структуру денежных поступлений и расходов предприятия на текущий бюджетный период. Схема формирования плана денежных потоков в случае использования так называемого прямого метода показана на рис. 4.3. В свою очередь, на основе отчета о финансовых результатах, инвестиционного бюджета, плана денежных потоков, а также баланса на начало бюджетного периода строится проект баланса предприятия на конец бюджетного периода.