Но Египет был присоединен в качестве некоего союзного государства, и только в 30 году александрийские владыки в лице царицы Клеопатры признали господство Рима и полностью ему подчинились.
Мы весьма кратко пробежались по эллинистическому периоду.
Тем не менее значение его очень велико, ибо за этот период была создана основа для всего дальнейшего исторического развития
Востока. Господство Рима было возможно только исключительно благодаря культурной и политической подготовке этих регионов Азии и Египта. С другой стороны, если мы внимательно посмотрим на эллинистические царства, мы увидим в них удивительное сочетание элементов полисной экономики и политики, т.е. принесенных македонянами из своих родных краев, и методов политических и экономических, которые существовали в восточных деспотиях типа Персидского царства. Такой синкретизм синтезировал различные явления и превратил их в единый тип эллинистической экономики, что было характерным и важным звеном исторического развития.
Именно в период эллинизма теряют значение прежние этнические различия между греками и македонянами; более того, само обозначение "эллин" начинает применяться в плане культурном и социальном и обозначать людей, которые по своему социальному положению могут получить образование на греческий манер и вести соответствующий образ жизни независимо от происхождения.
Кстати говоря, этот процесс "разэтнизации" нашел конкретное проявление в создании единого греческого языка. До определенного времени греческий язык существовал в виде различных диалектов, весьма разнящихся друг от друга. В эллинистическое время создается так называемое койне (?), или общий язык, который представляет собой некий усредненный вариант греческого языка. Именно благодаря местной разновидности эллинистического языка и написано Евангелие; на этот язык переведены книги Ветхого Завета. Т.е. благодаря эллинистическому культурному ареалу стало возможным распространение греческой культуры, греческого языкам.
Изменился очень сильно и социально-психологический облик человека эллинистической эпохи. Неустойчивость внешней и внутренней политической обстановки и разорение, порабощение одних и быстрое вознесение других, постоянные войны - все это вело к ослаблению связей внутри полиса. внутри города и вообще вело к некоторому отчуждению между людьми. Если раньше человек ощущал себя неким звеном единого коллектива - города, общины, то здесь люди все больше начинают обращаться внутрь себя. Это отразилось в литературе, философии и в искусстве, причем в искусстве назрастает некоторый патетический элемент. Классическим проявлением эллинистического искусства является так называемый Пергамский алтарь - алтарь усыпальницы царей в Пергаме, на котором изображена битва древних героев с титанами.
Здесь отчетливо виден контраст между классическим спокойствием, когда на лицах людей, пусть даже и в изображении борьбы, сохранялось спокойное выражение. В эллинистическое время лица людей искажены страшными гримасами, болью. Психологически отношение к искусству стало совсем другим - оно стало отражать изменения в духовном мире людей.
Никто уже не мог гарантировать свободу и нормальное развитие человека, и фактически полис теряет значение защитника и той инстанции, которая заботится о человеке. Вместо этого начинают приобретать значение личные связи с представителями царской администрации. Гражданин превращается в подданного огромной империи, что особенно заметно при сравнении тех македонян, которые вместе с Александром пришли завоевывать Восток, и македонян, которые уже фактически выбирали, кому им лучше подчиниться - Риму или Лагидам, Египту. Контраст очень велик.
В это время встает новая и последняя эпоха в развитии древнего мира, т.е. древнего Средиземноморья, - эпоха римская.
Она завершила собой развитие цивилизации древнего мира. Надеюсь, следующие лекции мы посвятим Римскому государству.
26.04.94.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.