История древней Греции в "темные века" и в архаический период, страница 51

Климентом Александрийским в полемике против язычников, считавших, что Солнце и Луна суть боги,  в то  время  как  Анаксагор считал их камнями.

Нужно упомянуть и знаменитого философа Демокрита из города Абдеры,  это был первый атомист, человек, запустивший в мир идею, что мир состоит из атомов.  Как  известно,  в  последнее время эта идея сильно поколебалась,  но так или иначе, она дожила до наших дней. Последователем Демокрита был Эпикур, через которого идея об атомах вошла в научный обиход.

Что подразумевал под атомами Демокрит,  до сих пор не  до конца ясно,  это является как бы философской загадкой. С одной стороны, это мельчайшие частички бытия,  а с другой -  как  бы нечто подобное мелким частицам,  которые сообщают всему жизнь.

Тем, кого интересуют вопросы,  связанные с философией Демокрита, я могу порекомендовать книгу "Демокрит" проф.Макавельского.

Следующее философское направлении  -  софисты  (от  слова

"софос" - мудрец, мудрствующий), профессиональные мудрецы. Это была первая  релятивистская  школа  в  греческой   философской мысли, считавшая,  что любой довод должен быть обязательно доказан, чтобы убедить собеседника.  Тот довод правилен, который доказан, которым убедил собеседника.  Знаменитый софист Протагор учил,  что человек есть мера всех вещей, и это всеми воспринималось как  нечто вполне естественное.  Софисты были очень прагматичны, брали огромные деньги за свои занятия. Об их нравах можно многое узнать,  прочитав "Диалоги" Платона, особенно раннего периода.

В ногу с софистами шел знаменитый греческий мудрец Сократ

Афинский. Он ни разу в жизни не выезжал за пределы родного города. Он впервые обратил внимание на человека в его как бы феноменальном смысле,  т.е. попытался понять, что такое есть человек. Используя  софистические  (в том числе) методы,  он пытался заставить людей задуматься о  первооснове,  о  том,  что составляет сущность отношений между людьми,  сущность мышления человеческого. Очень много он занимался  проблемами  гносеологии. Его  занятия имели форму так называемых диалогов (от греческого глагола,  означавшего "беседовать"). Это метод, от которого пошло  слово "диалектика".  Человека самого подводили к определенному выводу,  т.е.  беседой с ним его заставляли сделать определенный вывод,  часто противоположный первоначальному. Сократ называл свою методику майевтикой (от слова "майя" "повивальная бабка"), т.е. повивальным искусством.

В результате обвинения в нечестии Сократа  приговорили  к смерти, и он спокойно выпил яд, т.к. всю жизнь учил своих учеников, что в смерти нет ничего особенного,  из-за чего  стоило бы портить себе нервы. Это есть философское восприятие смерти.

Очень многие философские учения Греции ставили  своей  задачей подготовку человека  к тому,  чтобы достойно встретить смерть, т.е. давали такую сумму знаний и навыков,  чтобы  человек  мог спокойно, философски уйти из этой жизни.

Самым известным греческим философом  был  Платон,  ученик

Сократа. Он  получил  свое  имя  от  слова "платис" - "широкий лоб", который как бы обещал весьма интересные идеи.  От своего учителя Платон  воспринял  не  только  его блестящие диалектические методы,  но и тот творческий импульс,  который  побудил его написать знаменитые "Диалоги", в которых он изобразил своего учителя Сократа,  вложив в его уста мысли,  принадлежавшие ему самому.  Эти  "Диалоги"  послужили  как  рупором его идей.

Позднее он написал "Речи о благе".  Учение Платона хорошо  известно.

.............................................................

в то время как все,  что мы видим, представляет собой лишь видимость и по знаменитому образу пятой книги его  -  сочинению, которое называется  "Государство",  -  это лишь тени на стене, которые человек видит, повернувшись спиной к самому источнику.

По поводу  Платона существует бесконечное множество литературы. Я хотел бы посоветовать сочинение ........, правда, на английском языке.