По всей очевидности, наследие культурное, если оно
............................ Что касается социального плана, то в период "темных веков" произошли глобальные перемены в структуре общества, которые обусловили появление впоследствии греческой демократии. Во-вторых, геометрический стиль росписи сосудов, сменивший весьма изысканную роспись микенского времени и выражающий собой, как считалось до недавнего времени, упадок, примитивность, как сейчас выясняется, на самом деле выражает переход к более философскому взгляду на мир.
Что представляет собой геометрический стиль? Представьте себе греческую вазу (отсылаю вас к книге Блаватского "История античной расписной керамики", М, 70-е гг.). Если раньше в основном роспись была на тулове амфоры и представляла собой ыигуры зверей и узоры, то теперь ....... становятся уже и на месте их появляется довольно своеобразный орнамент - так называемый меандр разнонаправленный и всякие кружочки, треугольнички чередующиеся. Было время, когда этот узор считался убогим и недостойным, но вдумавшись и сопоставив последующее развитие греков, особенно их внимание к геометрии, вообще геометричность их мышления, ученые сочли пристрастие к такой вазописи одной из характерных особенностей времени "темных веков".
Предпосылки расцвета Греции, ее выхода на первые роли в истории заложены именно в "темных веках".
Что представляло собой общество гомеровского времени?
Во-первых, огромные города, существовавшие в Микенскую эпоху, исчезают. Они разрушаются, приходят в упадок. Если мы почитаем внимательно описание дворцов у Гомера, т.е. как живут цари, покорившие Трою и т.д., то мы увидим, что живут они в неких
- 3 помещениях, огороженных частоколом, где нет даже кухни, где в огромной столовой зале сидят и едят люди, они там же разделывают скот, там же снимают с него шкуру, там же происходит готовка, упражнение в стрельбе и т.д. Фактически все группируется вокруг центральной обеденной залы. Есть еще большой двор, на котором также занимаются разделкой туш и т.д. Упоминания о каких-либо храмовых постройках мы у Гомера не находим. Святилища - да, священные ... какие-то - да, а храмов нет.
Ни в языке, ни в структуре гомеровского общества мы не находим разделения на город и деревню. Если в микенском городе существует термин "кома" ("деревня"), существовало и деление на большой центральный дворец, город со своими ремесленниками и т.д., то в гомеровское время это различение пропадает. Город представляет собой большую деревню. Это означает, что в обществе нет городской культуры. Гомеровские поэмы представляют нам общество, стоящее на несравненно более низкой ступени развития в социальном и экономическом отношении, чем то общество, которое мы видим, читая таблички крито-микенского времени.
...который существовал в микенское время. Царь микенского времени Ванака, гомеровские цари называются совсем другим именем - Василевс (Василей). Нет развития на ранги, на категории придворной челяди. Весь ее штат ограничивается некоторым количеством.......................................................
..............................................................
Любопытно, что рабы в гомеровское время разделяют трапезу со своими господами, чего в микенское время, конечно, не было.
Вообще в гомеровское время раб не получил еще широкого распространения. Если на Востоке мы видим сравнительный рост количества рабов, используемых в хозяйстве, то в сравнении, скажем, с шумерским временем в Нововавилонской или даже Средневавилонской державе рабов использовали несравненно больше. Рабы получали все менее ...........................................
Но в полном смысле классическое рабское хозяйство возникает не на Востоке, не в Греции, .....................................
Особый характер отношений господ с рабами мы видим именно в гомеровских поэмах............................................
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.