В 487 году в Афинах был принят последний демократический закон, согласно которому членами ареопага - судебного органа, который занимался разбором политических и религиозных дел, проводя при этом аристократическую линию - становились не по
- 6 назначению, а по выбору. Тем самым был положен предел аристократическому междусобойному отношению.
Кроме ареопага существовал архонтат, и греческие архонты получили тоже выборный характер. Раньше архонты назначались советом. Но в 472 году аристократы Аристид и давний противник
Фемистокла Кимон (сын знаменитого героя Марафонской битвы
Мильтиада; оба они были крайне проспартански настроены) добились остракизма Фемистокла. Надо сказать, что остракизм еще не означал поражения в правах, а означал лишь, что человекав изгоняют с территории полиса, но при этом он сохраняет свое имущество, свое право по прошествии определенного времени вернуться - через 10 или, при благоприятных обстоятельствах, меньшее количество лет.
Итак, Фемистокл был предан остракизму. Но на этом аристократы не успокоились и вслед за тем против Фемистокла было возбуждено уголовное дело по обвинению в том, что вместе с вполне демократически настроенным спартанским лидером военных времен Повсанием он питал проперсидские настроения и собирался уступить земли, принадлежавшие Аттике в Малой Азии и в самой Аттике персам. То, что Фемистокл, возглавивший борьбу греков против персов, был предателем с самого начала, весьма маловероятно, однако надо все-таки учитывать ситуацию. Патриотизма державного у греков, собственно говоря, не было, логика борьбы греков и персов была логикой борьбы с захватчиком. Пока персы были где-то далеко и владели городами Малой Азии, они воспринимались греками достаточно спокойно. То есть греческий наемник ничего не видел для себя зазорного в том, чтобы пойти служить в персидскую армию. Так же как и грек ничего не имел против того, чтобы быть подданным персидского царя. Патриотизм виделся в другом: если враги нападают на твой город, ты должен его отстоять. Но как только они изгнаны за пределы этого города, они фактически перестают быть врагами. Может быть, в этом отношении Фемистокла и можно было в каком-то смысле обвинить в проперсидских настроениях. Когда персы были изгнаны, он был противником того, чтобы продолжать отбирать у них и дальнейшую территорию. То есть противником немедленной экспедиции во Фракию, которая принадлежала персам, противником продвижения в глубь Малой Азии, за что ратовали аристократы. Он был противником немедленных действий.
Предстоял настоящий уголовный суд, и Фемистокл был вызван из изгнания в Афины. Однако, понимая, что аристократы так или иначе докажут обвинение, что сулит ему весьма суровый приговор, он предпочел дать письменное объяснение своим дейсмтвиям и не являться самому. Но в это время аристократическая верхушка во главе с Кимоном и Аристидом уже вновь перешла в состояние войны с Персией, т.е. решила воевать за фракийские колонии и некоторые острова Эгеиды, которые еще оставались у персов.
Поэтому иск в симпатиях к персам сыграл здесь в полную силу, и за глаза Фемистокл был осужден и приговорен к смертной казни с конфискацией имущества. Конечно, у него оставались друзья в
Афинах, которые вовремя сумели что-то продать и сохранить его имущество и вывезти его семью, но тем не менее Фемистокл уже не мог возвратиться в Аттику. Он в это время находился в Аргосе (на территории промежуточной между Пелопоннессом и Афинами), и Афины предъявили Аргосскому совету требование выдать
Фемистокла. Аргос не решился противодействовать, поскольку к требованию присоединилась Спарта, в которой тоже произошлы своеобразные большие перемещения (демократически настроенный
Повсаний был удален и власть взяла аристократическая партия),
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.