История древней Греции в "темные века" и в архаический период, страница 33

В 487  году в Афинах был принят последний демократический закон, согласно которому членами ареопага - судебного  органа, который  занимался  разбором  политических  и религиозных дел, проводя при этом аристократическую линию - становились  не  по


- 6 назначению, а по выбору. Тем самым был положен предел аристократическому междусобойному отношению.

Кроме ареопага существовал архонтат,  и греческие архонты получили тоже выборный характер.  Раньше  архонты  назначались советом. Но  в 472 году аристократы Аристид и давний противник

Фемистокла Кимон  (сын  знаменитого  героя  Марафонской  битвы

Мильтиада; оба  они были крайне проспартански настроены) добились остракизма Фемистокла. Надо сказать, что остракизм еще не означал поражения в правах,  а означал лишь, что человекав изгоняют с территории полиса, но при этом он сохраняет свое имущество,  свое  право  по прошествии определенного времени вернуться - через  10  или,  при  благоприятных  обстоятельствах, меньшее количество лет.

Итак, Фемистокл  был  предан  остракизму.  Но   на   этом аристократы не  успокоились  и  вслед за тем против Фемистокла было возбуждено уголовное дело по обвинению в том,  что вместе с вполне  демократически настроенным спартанским лидером военных времен Повсанием он питал проперсидские настроения и собирался уступить  земли,  принадлежавшие Аттике в Малой Азии и в самой Аттике персам.  То,  что Фемистокл,  возглавивший борьбу греков против персов,  был предателем с самого начала,  весьма маловероятно, однако надо все-таки учитывать ситуацию. Патриотизма державного у греков,  собственно говоря, не было, логика борьбы греков и персов была логикой борьбы с захватчиком. Пока персы были  где-то  далеко и владели городами Малой Азии,  они воспринимались греками достаточно спокойно.  То есть греческий наемник ничего не видел для себя зазорного в том,  чтобы пойти служить в персидскую армию.  Так же как и грек ничего не  имел против того, чтобы быть подданным персидского царя. Патриотизм виделся в другом: если враги нападают на твой город, ты должен его отстоять. Но как только они изгнаны за пределы этого города, они фактически перестают быть врагами.  Может быть, в этом отношении Фемистокла и можно было в каком-то смысле обвинить в проперсидских настроениях.  Когда персы были изгнаны,  он  был противником того, чтобы продолжать отбирать у них и дальнейшую территорию. То есть противником немедленной экспедиции во Фракию, которая  принадлежала  персам,  противником продвижения в глубь Малой Азии,  за что ратовали аристократы. Он был противником немедленных действий.

Предстоял настоящий уголовный суд, и Фемистокл был вызван из изгнания в Афины.  Однако, понимая, что аристократы так или иначе докажут обвинение,  что сулит ему весьма суровый  приговор, он  предпочел дать письменное объяснение своим дейсмтвиям и не являться самому. Но в это время аристократическая верхушка во  главе с Кимоном и Аристидом уже вновь перешла в состояние войны с Персией, т.е. решила воевать за фракийские колонии и некоторые  острова Эгеиды,  которые еще оставались у персов.

Поэтому иск в симпатиях к персам сыграл здесь в полную силу, и за глаза Фемистокл был осужден и приговорен к смертной казни с конфискацией имущества.  Конечно,  у него оставались друзья  в

Афинах, которые  вовремя сумели что-то продать и сохранить его имущество и вывезти его семью,  но тем не менее Фемистокл  уже не мог  возвратиться в Аттику.  Он в это время находился в Аргосе (на территории промежуточной между Пелопоннессом и Афинами), и  Афины  предъявили  Аргосскому совету требование выдать

Фемистокла. Аргос не решился противодействовать,  поскольку  к требованию присоединилась  Спарта,  в  которой  тоже произошлы своеобразные большие перемещения  (демократически  настроенный

Повсаний был  удален и власть взяла аристократическая партия),