В это время греками применялся знаменитый геометрический принцип подобия треугольников, который оказал большое влияние на развитие мореплавания, и другие всевозможные достижения.
Последователи Анаксимандр и Анаксимен также пытались в различных формах рассмотреть какие-то элементы мира как единую первичную субстанцию. Это был своеобразный философский монизм (от слова "монус"). Они пытались углядеть во всем единую изначальную первооснову. Для Фалеса это была вода, для других философов - огонь. Здесь нужно отметить Гераклита Эфесского. Жил он в г.Эфесе, от своих потомков получил прозвище "Гераклит Темный", потому что писал настолько непонятно, что его мало кто мог адекватно истолковать. Он учил о несотворенности мира, т.е. о его вечности, его знаменитый фрагмент говорит о том, что этот мир не сотворен никем из богов, но есть огонь, по временам загорающийся и гаснущий; он учил об огне как первооснове вещей. Он учил о всеобщей текучести, говоря, что "в одну реку нельзя войти дважды". В известной степени философия
Гераклита сконцентрирована на направлении малоазийской философии первичным материалистическим мировоззрением, конечно, очень примитивным. Но для того времени это было достижением.
Учение философов, живших по другую сторону от Греции, в
Великой Италии, было как бы контрфилософией. Это так называемая Элейская школа философии, к которой принадлежали Зенон
Элейский, Парменид. Они, наоборот, доказывали, что постоянство в основе всего, а все изменения, которые мы видим, имеют характер видимости. Это был первичный изначально идеалистический подход к явлениям мира, который более обращал внимание на подоснову вещей и на логику как механизм проникновения. Например, известны апоэи Зенона - загадки, если хотите, безвыходные ситуации, например, знаменитая апоэя, основанная на логической ошибке, что Ахиллес никогда не догонит черепаху, ибо за то время, пока он пройдет свой шаг, черепаха проползет еще шаг, и всякий раз, как он будет проходить шаг, черепаха будет проходить на один шаг больше и идти как бы впереди него. Умом понятно, что здесь что-то не так, но на самом деле для того, чтобы понять, в чем здесь ошибка, надо было еще подумать. То есть эти апоэи носили как бы педагогический характер, заставляли думать.
Второй школой Великой Греции была пифагорейская философия, что связано с именем полулегендарного мудреца Пифагора.
Он не только занимался преподаванием философии, но и образовал
Пифагорейский союз - союз единомышленников, нечто вроде религиозной секты (не в современноем, разумеется, смысле), практиковавшая воздержание от определенного рода пищи, т.е. от животной пищи, что было связано с системой ..., т.е. поучениями
Гераклита. Он учил, что, например, нельзя есть бобы, потому что это означает общение с болтливыми - ритуальный подход к жизни очень характерен для этого союза.
Кроме того, в Пифагорейском союзе были распространены клятвы в дружбе, вечная взаимная поддержка, т.е. помимо полисных связей, которые как бы соединяли людей между собой, Пифагорейский союз связывал людей отдельными дополнительными узами.
Следующая философская система - это система Анаксагора и
Эмпедокла, афинских философов. Эмпедокл учил о постоянной борьбе двух противоположностей, о существовании нейкоса и филиа - как бы вражды и дружбы, которые постоянно между собой взаимодействуют. Нечто вроде начала диалектики. С другой стороны, учение о четырех элементах (земля, вода, огонь и воздух), которые в различных комбинациях образуют все многообразие существующего мира. В материи заключен двигатель (в отличие от христианской точки зрения, в соответствии с которой материя сама по себе не обладает никакой жизненной силой, даже летальностью). В частности, душу Гераклит трактовал как движущую внутреннюю силу. Сила, привлекающая к себе кусок железа, является душой магнита. Анаксагор был очень известным человеком, другом Перикла. Он решился на нарушение некоторых неписаных правил и выступил со своим учением о том, что небесные светила - это только куски, камни. Это учение впоследствии активно использовалось апологетами христианства, в том числе
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.