История древней Греции в "темные века" и в архаический период, страница 50

В это  время греками применялся знаменитый геометрический принцип подобия треугольников,  который оказал большое влияние на развитие  мореплавания,  и  другие всевозможные достижения.

Последователи Анаксимандр и Анаксимен также пытались в различных формах  рассмотреть какие-то элементы мира как единую первичную субстанцию. Это был своеобразный философский монизм (от слова "монус"). Они пытались углядеть во всем единую изначальную первооснову.  Для Фалеса это была вода, для других философов - огонь.  Здесь нужно отметить Гераклита Эфесского. Жил он в г.Эфесе,  от своих потомков получил прозвище "Гераклит  Темный", потому  что писал настолько непонятно,  что его мало кто мог адекватно истолковать.  Он учил  о  несотворенности  мира, т.е. о  его  вечности,  его знаменитый фрагмент говорит о том, что этот мир не сотворен никем из богов,  но  есть  огонь,  по временам загорающийся  и гаснущий;  он учил об огне как первооснове вещей. Он учил о всеобщей текучести, говоря, что "в одну реку  нельзя  войти дважды".  В известной степени философия

Гераклита сконцентрирована на направлении малоазийской философии первичным   материалистическим   мировоззрением,  конечно, очень примитивным. Но для того времени это было достижением.

Учение философов,  живших по другую сторону от Греции,  в

Великой Италии,  было как бы контрфилософией. Это так называемая Элейская  школа  философии,  к  которой принадлежали Зенон

Элейский, Парменид. Они, наоборот, доказывали, что постоянство в основе всего,  а все изменения,  которые мы видим, имеют характер видимости. Это был первичный изначально идеалистический подход к явлениям мира,  который более обращал внимание на подоснову вещей и на логику как механизм  проникновения.  Например, известны апоэи Зенона - загадки, если хотите, безвыходные ситуации, например, знаменитая апоэя, основанная на логической ошибке, что  Ахиллес  никогда  не догонит черепаху,  ибо за то время, пока он пройдет свой шаг, черепаха проползет еще шаг, и всякий раз,  как он будет проходить шаг, черепаха будет проходить на один шаг больше и идти как бы впереди него.  Умом  понятно, что  здесь  что-то  не так,  но на самом деле для того, чтобы понять,  в чем здесь ошибка,  надо было еще подумать. То есть эти апоэи носили как бы педагогический характер,  заставляли думать.

Второй школой  Великой  Греции была пифагорейская философия, что связано с именем полулегендарного  мудреца  Пифагора.

Он не только занимался преподаванием философии, но и образовал

Пифагорейский союз - союз единомышленников,  нечто вроде религиозной секты (не в современноем, разумеется, смысле), практиковавшая воздержание от определенного рода пищи,  т.е.  от животной пищи,  что было связано с системой ..., т.е. поучениями

Гераклита. Он учил,  что,  например,  нельзя есть бобы, потому что это  означает  общение  с болтливыми - ритуальный подход к жизни очень характерен для этого союза.

Кроме того,  в  Пифагорейском  союзе  были распространены клятвы в дружбе,  вечная взаимная поддержка,  т.е.  помимо полисных связей, которые как бы соединяли людей между собой, Пифагорейский союз  связывал  людей  отдельными  дополнительными узами.

Следующая философская система - это система Анаксагора  и

Эмпедокла, афинских  философов.  Эмпедокл  учил  о  постоянной борьбе двух противоположностей,  о существовании нейкоса и филиа -  как  бы вражды и дружбы,  которые постоянно между собой взаимодействуют. Нечто вроде начала диалектики.  С другой стороны, учение  о четырех элементах (земля,  вода,  огонь и воздух), которые в различных комбинациях образуют все  многообразие существующего мира.  В материи заключен двигатель (в отличие от христианской точки зрения, в соответствии с которой материя сама  по себе не обладает никакой жизненной силой,  даже летальностью). В частности, душу Гераклит трактовал как движущую внутреннюю силу.  Сила,  привлекающая к себе кусок железа, является душой магнита.  Анаксагор был очень известным человеком, другом Перикла. Он решился на нарушение некоторых неписаных правил и выступил со своим учением  о  том,  что  небесные светила - это только куски, камни. Это учение впоследствии активно использовалось апологетами  христианства,  в  том  числе