История древней Греции в "темные века" и в архаический период, страница 54

Только в 5 веке  можно  говорить,  что  театр  утрачивает обслуживающую  религиозное мировоззрение роль и становится явлением в  более  широком  смысле  слова  литературным.   Здесь прославились три крупных драматурга:  Эсхил, Софокл и Эврипид.

От первых двух дошло до нас по семь трагедий,  а  от  Эврипида около 11,  не считая отрывков из других пьес. У Эсхила, например, было 90 трагедий.  Они писали только трагедии. Происходит это название от слова "трагойдиа", т.е. "козлиная песня". Связано это было с закланием  козла,  по  поводу  чего  слагалась песня. "Трагос" - это "козел". Это было в древности, а в 5 веке это просто обозначалол некую драму или пьесу на религиозный сюжет с поучительным и печальным исходом. Сейчас, когда мы говорим "трагедия",  это значит,  что в пьесе убивают,  там происходят всяческие нечестия.  Греки понимали трагедию шире, для них это было произведение прежде всего учительное.

Комедия -  это  как бы сельское сочинение.  Древняя аттическая комедия,  самым  крупным  представителем  которой   был

Аристофан, от  которого  дошло 11 комедий,  на самом деле была гораздо более свободным жанром.  Она высмеивала какие-то черты общества, например, начавшиеся в обществе споры о долженствующем политическом устройстве Аристофан высмеял в комедии  "Женщина в народном собрании", где женщина пытается рассудить, как управлять государством,  но речь идет обо всех афинянах, которые, с  точки зрения Аристофана,  предлагали всякие неразумные мысли. В частности,  Аристофан высмеивает план  обобществления жизни, предполагавший обобществление супругов.

Комедии очень интересны,  в них высмеиваются политические споры, философы  (в  частности,  Сократ со своими учениками за оторванность от реальной жизни - в комедии "Облака").  В комедии "Мир"  никто не высмеивается, там воспевается радость мира по отношению к войне.  Она была написана после окончания  греко-персидских войн, и в ней приветствовался долгожданный мир.

В искусстве при переходе от гомеровского  к  архаическому периоду как  бы  наметились новые животворящие силы.  Если то, что дошло до нас от гомеровского времени,  представляет  собой фактически геометрический стиль, который на самом деле явление более сложное, чем просто какие-то круги и квадраты, то от архаического времени   до   нас  доходят  скульптуры,  т.е.  уже существует пластика.  В этой пластике нужно отметить очень характерный дла  архаического периода образ - "Женщина в тяжелых драпировках". Вся пластика вырастает  из  культовой,  храмовой скульптуры. Богини,   задрапированные  в  тяжелые  ниспадающие одежды, и Аполлон - тип куроса, т.е. юноши, - это были две изначальные статуи. При том, что они по-архаически мертвы и стоят без какого бы то ни было движения,  вся  экспрессия  и  вся творческая сила  их создателей выражается в так называемой архаической улыбке. То есть совершенно неподвижная статуя улыбалась одними углами рта - это и была архаическая улыбка.  Глаза этих статуй широко раскрыты.

Очень развит  в архаической скульптуре описательный язык.

Например, бег изображает полет.  Для того чтобы изобразить летящую богиню,  изображают  ее ноги - только фронтальная проекция, никаких боковых проекций тогда не знали (ноги  изображены в профиль,  они  находятся  как  бы  в  позиции  бега).  Затем впоследствии в искусстве начинает возникать тема человека, хотя по-прежнему через скульптуры богов.

Еще с архаической эпохи греки занимались вазописью,  т.е.

росписью керамических сосудов.  Здесь на смену геометрическому стилю в 7 веке приходит так называемый черно-фигурный стиль  это сосуды,  которых существовало великое множество для хранения и ношения вина и для оливкового  масла.  Вазы  покрывались черным лаком.

От этого времени дошли потрясающие картины:  апофеоз  богов, Геракл,  выводящий Кербера из ада.  Классический пример знаменитая "Ласточка",  где изображена мастерская,  в  которой мастер расписывает вазы.  Туда прилетает ласточка,  и какой-то мальчик говорит:  "Ласточка",  а  другой  ему  отвечает:"Весна пришла". В  этих словах отражено целое мировоззрение художника и мастера целой эпохи.