Изложить в двух словах учение Платона, конечно, невозможно, там были и этические мотивы, и политические. Например,
Платон считал, что государством должны руководить мудрецы, причем он предполагал модель государства, как бы мы сейчас сказали, аристократическую. Во главе государства должен стоять один человек, и этот человек должен быть философом и мудрецом.
Не политиком, а именно мудрым и образованным. Еще он считал, что один из главных способов познания есть математика. В школе, основанной им, висела табличка; "Тот, кто не знает геометрии, пусть не входит".
Его учеником был знаменитый Аристотель, македонянин по происхождению, воспитатель царя Александра Македонского. Этому человеку было суждено сыграть большую роль в истории философии. Он впервые обратился к критике не столько самой концепции неподвижности мира идей, сколько к критике того пункта, в котором идеи сопрягаются с реальным миром. В частности, он считал, что чувства наши приносят нам достаточно верные сведения об окружающем мире и материю тоже можно назвать сущей.
Он ввел в философский язык понятия "динамис" и "энергия", предполагая, что потенциально заключенной в материи некоей силе ("динамис"), чтобы окончательно осуществиться, необходима энергия, как бы вторая компонента воздействия.
В школе Аристотеля, так называемом лицее (слово "лицей" это латинизированная форма греческого слова "ликея"), учили многим вещам, в частности политической философии. Ученики
Аристотеля, так называемые перипатетики (от греческого слова, означавшего "прогуливаться", т.к. Аристотель вел занятия с учениками, прогуливаясь по аллеям ликея) составили описание
158 типов политической власти в различных греческих городах.
Из этих трактатов сохранился один - "Афинское государственное устройство", который традиционно называется "Афинская полития". Он довольно подробно описывает устройство афинского полиса.
Платон в очень большой степени повлиял на развитие восточнохристианской мысли, в частности в Византии он был одним из самых читаемых авторов ; Аристотель же повлиял на развитие западной мысли и схоластики, в то время как на Востоке имел весьма мало восторженных почитателей - таких, как знаменитый Аполлинарий Лаодикийский, родоначальник ереси апллинаризма,о или Явлоний (еретик, арианий). Так что эти два философа имеют довльно большое значение для последующего развития богословской мысли.
Из крупных школ надо упомянуть школу стоическую, представители которой учили, что мир являет собой преходящую временную вспышку и в конце концов погибнет во всеобщем уничтожении.
Все многообразие изменений в мире происходит благодаря действию полудуховных-полуматериальных семенных логосов (сперматических логосов), которые позволяют в известной степени миру жить и существовать. Как стоики, так и Платон с Аристотелем в своих философских схемах приближались к монотеизму - признанию единого Бога. То, что было даровано Израилю обетованием и через пророков, греки стали получать по капле от философов.
Платон в своем диалоге "Теней" учил, что Демиург создает мир, т.е. учил в некотором роде о тварности мира, хотя, с другой стороны, в других диалогах он высказывал мнение об изначальности материи. Считается, что Платон учил о создании Богом мира, у него Бог уже имеет философски-обобщенный характер, а это без благодати Божией не обходится. Платоновский Бог творил мир из совечной Ему материи, т.е. уже существующей материи. Конечно, с нашей сточки зрения Платон умалял роль Бога, но тем не менее сама постановка вопроса была интересной и важной.
Теперь о греческой литературе. На самом деле литература как искусство возникла именно в Греции. Если мы посмотрим на месопотамскую, египетскую и персидскую, то мы увидим, что это литература, в которой культовая, религиозная и историческая надобности перевешивает надобность литературную, в то время как греческая литература является в полном смысле слова литературой. То есть если литература появляется, то происходит это именно в Греции.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.