История древней Греции в "темные века" и в архаический период, страница 25

Митра (бог Солнца) и Анахета,  а также божества ветра,  воды и другие божества,  которым поклонялись персы. Именно отсутствие некой догматической фиксации вероучения и делало возможной веротерпимость персов,  их  спокойствие  в  отношении  к местным культам.

Однако именно в начале 5 века персы проникают на территорию Северных Балкан...........................................

и начинается историческое столкновение персов и греков.  Начинается оно, как ни странно, не в тех областях, где присутствие персов не носило регулярного характера - не в Македонии .......

но в Малой Азии,  в ионийских городах,  которые вот  здесь  на карте обозначены  розовым,  которые  были местом поселения ионийских греков в материковой Греции. До 546 года эти ионийские города - Мелет,  Эфес и другие - подчинялись Лидии. Это подчинение было чисто формальным и возможным потому,  что Лидия  не навязывала никаких  санкций,  довольствуясь  только формальным признанием своего господства,  своей власти над этими городами

Малой Азии, а кроме того благодаря определенной греческой легкой адаптации.  Греки обычно быстро усваивали чужой язык, сохраняя при этом свою национальную идентичность.

Около 546 года лидийский царь Крез,  который известен  не только своим богатством,  но и своими амбициями, решил разбить

Персидскую державу и восстановить когда-то могущественную  Лидию. Но  его  мечтам  не суждено было сбыться,  его армия была разбита и персы захватили  малоазийские  города.  Если  раньше остатки Лидийской   державы   сохраняли   внешнее   формальное господство над ... городами, то после этого Лидия вообще прекратила свое существование и персы завладели Малой Азией.

Но тут произошла одна история,  которая во многом определила дальнейший ход событий.  Она заключалась в том, что некий греческий тиран Аристагор,  который долго услужал  персам,  но чем-то проштрафился, чтобы сделать хорошую мину при плохой игре, решил поднять восстание против персов в Мелете.  В те времена  все эти достаточно большие города были под властью тиранов,  что было вполне естественно: концентрация сильной единоличной  власти,  как правило,  выше там,  где обстановка более нестабильна. Аристагор объявил,  что Мелет теперь не имеет никакого отношения к Персии и является независимым городом.

К Мелету приоединились многие города Малой  Азии,  например, Эфес. Повсеместно начинается свержение тиранов. Очевидно, надо сделать такой вывод,  что в нестабильной ситуации  единоличная власть является оптимальной,  но когда мера этой нестабильности превышает определенный уровень (например, в ситуациипорабощения), происходит определенный кризис,  который разрешается тем,  что тирана скидывают.  Но не надо понимать  слово

"тиран" в современном смысле.  Тиран - это единоличный властитель в городах с недемократической системой управления,  когда суд и прочие государственные функции объединяются в одном лице.

После того как были свергнуты тираны и объявлено о  независимости, мелетцы послали за помощью в Афины. Афины и Эритрея откликнулись и послали свои корабли,  свою помощь  Мелету.  Но кроме них никто не откликнулся, хотя за помощью и было послано как в материковую Грецию,  так и в  Пелопоннесс.  Объединенные силы мелетцев и афинян смогли совершить поход на Сарды,  центр сатрапии, в которую входили ионийские города Малой  Азии.  Они взяли Сарды практически целиком, кроме акрополя, а затем то ли по неосторожности солдат, то ли по какому-то злому умыслу произощел огромный  пожар,  в  котором  сгорел очень почитаемвй в

Сардах храм богини Кибелы.  Это чрезвычайно восстановило население против восставших. Кроме того, небольшая помощь, которая пришла с островов Самос и Лесбос,  ушла от Мелета, как бы умыв руки и сойдя со сцены.  После этого Мелет остался беззащитным, карательный отряд пришел туда и учинил беспримерную расправу в городе. Половина  населения  была  перебита,  другая уведена в