История древней Греции в "темные века" и в архаический период, страница 47

Филипп наказал очень жестоко только Фивы  за  проявленное вероломство, т.к. город был связан союзническими отношениями с

Македонией, но в Четвертой священной войне выступил против Македонии в союзе с Афинами.

В 337 г.  в г.Коринфе был созван  общегреческий  конгресс под эгидой Македонии, на котором был избран союзный совет, так называемый синедрион, и Филипп, который попытался придать этому союзу вид некоего патриотического начинания греков,  выдвинул новую инициативу: сплочение всех греческих полисов в союзе с Македонией  для  борьбы с Персией.  Фактически Персия уже не угрожала грекам,  да и вообще отношение греков к персам  в  то время было  спокойным.  Единственное столкновение было,  когда персы сами напали на Грецию во  время  греко-персидских  войн.

Когда же персы занимались своими делами,  греков они мало волновали. Вот Филиппу персы мешали,  ибо это было крупное  государство, на востоке соперничавшее с его державой.  К тому же в это время он чувствовал себя достаточно сильным для того, чтобы включиться в борьбу за господство на востоке.  И вот он решил сплотиться для  борьбы  с  персами.  В  Греции  объявлялся всеобщий мир с безопасной торговлей и мореплаванием;  запрещались все внутренние войны,  междоусобные перевороты, конфискация имущества,  массовое освобождение рабов. И Филипп был назначен главнокомандующим союзной армией.

В решениях конгресса был протащен пункт о том,  что никто из греков не имел права под страхом смерти принимать участие в каких бы то ни было военных действиях против Македонии.

Короче говоря,  Херонейская битва и последовавший за  ней

Коринфский конгресс  подвели черту под независимым существованием Греции.  Фактически греческий мир,  то,  что мы  называем

Грецией, на этом закончился. Началась новая эпоха, которая называется эллинистическим периодом,  эллинизмом.  Связана она с распространением греческого языка, культуры, греческого способа мышления на весь Восток.  Именно  этот  эллинизм  определил весь ход последующей истории. Но этим мы займемся на следующем занятии.

05.04.94.

Л Е К Ц И Я  19

На прошлой  лекции  мы  с вами закончили,  по крайней мере хронологически, довольно большой отрывок из  истории  древнего мира, а конкретно древней Греции,  посвященный этапу существования независимых греческих полисов. Именно на эту эпоху пришлись большие  события  мировой истории,  имеющие,  несомненно, промыслительный характер.

Прежде всего это кризис и распад системы компактных городов-государств и все более возрастающая  тяга  к  формированию крупных государственных  образований  типа  империй.  С другой стороны, именно это время отмечено невиданным культурным и духовным расцветом,  насколько  это  было возможно в рамках языческого мировоззрения.  Эти два феномена  были  тесно  связаны между собой:  без  полиса  не было бы греческой культуры в том виде, в каком мы ее знаем, а без греческой культуры не было бы той истории возникновения и распада полисов, которую мы с вами кратко пробежали.Сейчас мы очень  кратко  обратимся  к  такому очень важному  моменту,  как  греческая культура.  С 7 века до

Р.Х. по 4 век по Р.Х.,  т.е.  приблизительно с времени  архаического периода в истории Греции до эпохи завоеваний Александра Македонского.

Прежде всего надо сказать,  что в известной степени мировоззрение грека эпохи 706 века было определено его  принадлежностью к родовым, или общинным, социальным структурам. Грек не мыслил себя вне принадлежности к роду и уже через род был связан с родным полисом,  с естественной средой обитания. Не имея этой пуповины или перерезав ее, грек не мог существовать - полис его как бы выталкивал.  Человек без рода и племени не имел права существовать.  И греческая культура в высшей степени отразила это.  Именно  в недрах полиса вызрели многие культурные достижения.

Безусловно, первая  и  самая  главная  область  греческой культуры - это религиозное мировоззрение,  или древнегреческая религия. Тема  эта необъятная и захватывающая,  т.к.  на самом деле, как писали свв.Отцы, именно из греческой языческой религии в  известной степени выкристаллизовалась греческая философия, которая была,  как ее называет  Евсевий  Неокессарийский,