История древней Греции в "темные века" и в архаический период, страница 63

Конечно, началом эллинистической эпохи была широкая завоевательная кампания Александра Македонского,  в результате которой возникла фактически первая в истории держава, охватившая весь этот обозначенный огромный регион.  Значение этих походов можно разделить  как  бы  на  три категории.  Первая - политическая: на огромном пространстве было  создано  государство  с единым политическим  устройством или,  по крайней мере,  такое устройство подразумевалось,  потому что не везде это одинаково быстро внедрилось.  Вторая  категория - экономическая:  модели полисной экономики были привнесены  на  пространство  Востока, где традиционный  уклад  был другим (гораздо более централизованным, с  большим  удельным  весом   натурального   хозяйства ит.д.). И третья категория - культурная: в царство, объединенное единым языком,  более или менее  единой  религией,  единой юридической и  политической  традицией,  вошли различные этнические элементы. То есть если раньше, скажем, в мире греческих полисов все-таки, несмотря на ... в колониях, несмотря на влияние различных элементов на севере македонских и на юге малоазийских, африканских, эти явления носили маргинальный, нерегулярный характер.  Впоследствии,  в эллинистическую эпоху,  эта культурная модель, этот культурный принцип распространились на массу народа, прежде с этой культурой не знакомого: на персов, египтян, финикийцев,  сирийцев,  на всю Малую Азию и т.д. Если раньше греческая культура имела ограниченную сферу влияния, то сейчас она  получила  практически безраздельное господство.  В

итоге произошел синтез - не эклектическое объединение, а органическое единство этих трех категорий.

Эллинистическая эпоха, т.е. период приблизительно с конца

4 до  конца  1 века до Р.Х.,  обычно разделяется на три этапа.

Первый - возникновение эллинистических государств (конец  4  начало 3 века); второй - формирование политической структуры и расцвет эллинистических государств (3-й - начало 2 века); третий -  упадок во всех областях жизни и подчинение Риму (начало

2 - конец 1 века).  Вслед  за  эллинистическим  наступил  греко-римский период. Хотя справедливости ради надо заметить, что некоторые историки распространяют понятие "эллинистический" на весь римский период вплоть до Византии, т.е. считают, что этот особый уклад просуществовал вплоть до перехода в средневековую византийскую на Востоке и римскую на Западе форму. Но это есть типичное проявление той непонятности,  которая до сих пор  существует в самом термине "эллинизм". Если под эллинизмом понимать только культурный аспект,  то в эллинизм можно записать в какой-то степени  и Византию,  потому что греческая культура и греческий язык продолжали там существовать.  Но если под эллинизмом понимать нечто большее, чем просто культура, то, конечно, встает вопрос:  в чем же особенность следующего - римского этапа? Но об этом мы поговорим в свое время.

Как развиваются политические события?  Если вы помните, в прошлый раз я говорил о разделе между собой сфер влияния между политическими деятелями и полководцами Александра, которые получили название  диадох  ("диадохос" по-гречески - "участник";

человек, который имеет отношение к традиции; тот, кто получает от предыдущего).  Итак, в 321 году в Сирии, в Трипарадисе, был осуществлен раздел,  по которому полководцу Антигону досталась практически вся  Азия,  полководец Антипатр получил статус регента и остался в Пелле (?) - столице  Македонии,  не  получив никаких  земель,  а получив лишь номинальную должность регента при малолетнем царе Александре IV;  полководец Селевк по прозвищу "Никатр",  т.е.  "Победитель",  получил  Вавилонию,  т.е.

практически всю Месопотамию, которая стала его вотчиной.

Два года  спустя,  после  того как умер Антипатр,  на его место воссел полководец Полиперхонт (?),  против которого была организована коалиция,  состоящая из Антигона и Кассандра, которые быстро сообразили, что со смертью их бывшего соратника и союзника можно  прибрать  к рукам западную часть - Македонию с малоазийскими городами.  С этого времени,  с 319 года, начинается период войн диадохов, продолжавшийся практически весь эллинистический период.