Однако, как вы понимаете, такая стратификация общества, т.е. жесткое разделение его на какие-то социальные группы, создавало постоянную угрозу мятежа. Если в восточном обществе, где самосознание было достаточно адаптировано к подобным отношениям и гуруши в принципе воспринимали их спокойно, то илоты постоянно восставали. Поэтому в качестве законов Ликурга были предприняты некоторые изменения в общественной жизни. В частности, с момента рождения и до смерти каждый спартиат находился под неусыпным наблюдением, надзором определенных лиц, которые назывались эфорами. Эти люди должны были следить за неукоснительным исполнением законов Ликурга. Один из принципов этих законов стал международным инцидентом и даже притчей во языцех - это жесткий контроль за детьми: если ребенок рождался с каким-то дефектом, его убивали без зазрения совести, потому что для воинского искусства нужны были здоровые люди. Есть основания предполагать, что частенько подобные меры применялись и к младенцам женского пола.
В законах Ликурга вся жизнь была расписана вплоть до мельчайших деталей - таких, как покрой одежды, форма бороды и усов. Все дети в возрасте 7 лет отчуждались от родителей. Их собирали в учреждения типа интерната, которые назывались агелами (что значит "стадо"), где их подвергали суровой муштре, воспитывая в них выносливость. В качестве примера можно привести одну историю, описанную, если я не ошибаюсь, у Геродота.
Спартанский мальчик поймал лисенка и принес его домой, спрятав от надзирателей за пазухой. Лисенок, естественно, чувствовал себя там неуютно и разодрал ребенку всю грудь. Мальчик ни словом, ни жестом не выдал телесной муки, на что ребенок не спартанского воспитания, конечно, не был бы способен.
В определенном смысле можно сказать, что в Спарте существовали некие общественные нормы, например, знаменитая сюсития
- обязательная общая трапеза. Ежемесячно каждый спартиат определял для этого некоторое количество продуктов. Официально все граждане именовались равными, и это имело под собой некоторое основание. В Спарте действовала определенная система мер, чтобы свести к минимуму имущественное расслоение и тем самым приостановить обогащение и выведение некоторых людей за общепринятые рамки. В частности, Ликург своими законами вывел из обращения золотую и серебряную монеты и заменил ее тяжелыми и некрасивыми железными оболами, которые вошли в поговорку. Торговля и ремесло считались в Спарте занятиями, которые позорят гражданина. Единственным достойным занятием считалось военное искусство - как для мужчин, так и для женщин.
Это лишь немногие из мер, которые были предприняты в
Спарте и предопределили ее облик, дальнейший ход ее истории и составили для греков спартанский идеал, который заключался в гармоничном развитии человека. В частности, очень многие знаменитые писатели, отчасти Платон, знаменитый Ксенофонт
Афинский были любителями Спарты. Это классическая картина, когда человек, живущий в какой-то свободной ситуации и делает
- 3 что хочет, испытывает определенную тоску по внешней несвободе.
Столь же важные события в области законодательства происходили и в Афинах в это время. В частности, были проведены реформы знаменитого законодателя Солона (Солоново законодательство), который вошел в историю как один из знаменитых семи мудрецов, которому принадлежит несколько знаменитых изречений
(Солона называли Солоном Мудрым). В 559 г. Солон был избран на должность одного из руководителей Афинского полиса - так называемого первого архонта (нечто вроде бургомистра или мэра, сочетающего эту должность с обязанностями председателя правительства). Он разработал очень широкую программу, которая должна была, наоборот, не создать военную организацию, а освободить общество от эффектов очень быстрого экономического роста и связанного с ним непомерного обогащения одних и быстрого закабаления других, ростом долгового рабства.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.