История древней Греции в "темные века" и в архаический период, страница 19

Навухудоносор совершил  известный акт 16 февраля 597 года

- взял штурмом Иерусалим.  Здесь происходили очень  интересные изменения отношения  к  войнам.  Началась  массовая депортация населения городов, взятых Навухудоносором, на территорию Вавилонии, т.е. началось фактически переселение. В первый раз около 3 тысяч иудеев, а в 587 году - еще несколько тысяч израильтян было депортировано в Вавилонию. Эта акция осталась в памяти и в Св.Писании как Вавилонское пленение, и во многом именно это явление - существование 10-15 процентов евреев в Вавилоне, а остальных на территории Палестины - определило  самосознание еврейского народа.  Потому что живя в Вавилоне,  они впитывали некоторые черты древней месопотамской  культуры,  в  частности отношение к жизни.

Но в 562 году Навухудоносор умер, и фактически в развитии державы наступил период упадка. В 556 г. воцарился Набонид....

... вынуждены были постоянно иметь дело не только с мидянами, которые  к  тому времени уже оправились и начали теснить вавилонян, но и с персидской угрозой,  которая  здесь  впервые появляется на исторической арене.  То есть,  вместе с мидянами на территории Месопотамии впервые появляются персы.  Одним  из полководцев, которого Набонид назначил ответственным за защиту границ, был знаменитый ..., или Валтасар, о котором существует масса упоминаний  как  в  документах  месопотамских,  так  и в

Св.Писании (знаменитая история с "мене,  мене, текел, упарсин"

- 6 или "мене, мене, текел, фарес"). Так или иначе, Набонид не обладал уже той властью,  которой обладал Навухудоносор, и в 539

году персы разбили армию Валтасара.  23 октября 539 г. Вавилон был захвачен персами и с этого времени стал  существовать  как часть Персидской державы, как ее сатрапия, т.е. прекратил свое существование как самостоятельное государство - навсегда.  Таким образом,  Месопотамия  полностью утратила политическую самостоятельность, как Ассирия,  Вавилония. Эта эпоха миновала.

Теперь переместимся немного юго-западнее. Уже при последних Рамсесидах в конце 2 тысячелетия всякое влияние египтян  в

Передней Азии  и в Палестине - в городах,  которые традиционно считались египетскими  колониями,  -  было  потеряно,   причем настолько, что  в городах,  считавшихся проегипетскими (Мегиддо), египетская культура начала заменяться местной,  автехтонной. Дело  осложнилось еще и тем,  что кочевники Ливии и Эфиопии, которые постоянно представляли угрозу для Египта в  более благоприятные времена,  сдерживались  усилиями  завоевательных походов.......................в Эфиопию и Ливию. Однако теперь уже сдерживать  их  было  невозможно,  и  пиком проявления ливийской угрозы было воцарение ливийцев как фараонов в  Египте.

Новая 21-я династия уже была полностью ливийской.  Последовавшая за ней  22-я  династия  также  продолжала  оставаться  ливийской, власть  ливийцев  простиралась  не  только на Верхний

Нил, но и на дельту,  т.е. на самое сердце Египта. Более того, один из ливийских фараонов по имени Шешонк провозгласил своего сына жрецом великого храма Аммона  Ра  в  Фивах,  т.е.  сделал большую заявку на то,  чтобы стать не просто завоевателем,  но настоящим владетелем страны.

Таким образом,  страна  была  вновь объединена.  В 930 г.

войска Шешонка вторглись в Палестину,  ими,  в частности,  был взят и разграблен Иерусалим.  С другой стороны, возникала эфиопская угроза,  т.к.  ослабление власти египтян  в  Эфиопии  и консолидация местных  и кочевых племен привели в 8 веке к возникновению на южных границах Египта Эфиопского государства  со столицей  ... в районе четвертого Нильского порога.

В середине 8 века эфиопский царь Пианхи совершил поход  и вступил в  Фивы  при  поддержке жречества Аммона,  который был весьма почитаемым богом в Эфиопии.  Тем самым эфиопы завоевали симпатии фиванского жречества.

Через полгода после того,  как пал  Мемфис,  Пианхи  стал полновластным владельцем Египта.  Сменилась династия,  и новая