История древней Греции в "темные века" и в архаический период, страница 15

Сегодня я расскажу то, что еще нужно рассказать об архаическом периоде в греческой истории.

Я уже говорил о тех больших переменах в греческом обществе, которые  можно определить как великую общественную или великую социальную революцию, определившую дальнейший ход развития греческой  истории.  Она  включила  в  себя и колонизацию, и подъем градостроительства, и социальные преобразования - такие, как выделение цеха ремесленников.

Хочу затронуть еще один немаловажный вопрос,  также в известной мере  определивший самосознание греков,  - законотворческую деятельность,  которая в это время как раз имела место.

До этого я говорил о древнейших законодателях,  в частности об афинском законодателе Драконте.  Но сейчас я  хотел  бы  обратиться к другим законодатемя,  которые в большей степени,  чем

Драконт, определили судьбу  страны.  В  частности,  необходимо сказать о знаменитом Ликурге.

Ликург был спартанцем,  т.е.  жил на Пелопоннесском полуострове, в  Спарте.  Он  является  личностью  полулегендарной.

Оставил память о себе в виде так называемых тетр,  или законов

Ликурга. Дать краткую характеристику им весьма сложно,  потому что они имеются у нас не в полном  виде,  несравнимом  даже  с таблицами знаменитого  афинского  законодателя Салона,  однако сказать о них необходимо.

В чем заключались нововведения?  Всё спартанское общество было жестко ориентировано на военную  организацию.  Какие  для этого были предпосылки?

Спарта постоянно боролась за гегемонию  на  Пелопоннессе, что в  принципе  ей в конечном счете удалось - она стала самым крупным полисом на полуострове.  Единственным  ее  соперником, впоследствии драматически  с  ней столкнувшимся,  был Афинский полис, т.е. Афины. Прилегавшая к Спарте область Мессения стала регионом геополитических интересов Спарты.

Все граждане Спарты именовались спартиатами. Был осуществлен очень  широкий передел земли и создана довольно жесткая и стабильная система землевладения,  основанная на строгом соответствии числа  наделов земли количеству полноправных граждан.

Спартиаты составляли,  однако,  не все 100 процентов населения полиса, остальную  часть  составляли  так называемые периэки и илоты - совершенно не полноправные наемные работники,  которых можно сравнить  с месопотамскими гурушами.  Если помните,  они находились в состоянии почти  полного  закабаления,  формально оставаясь как бы не рабами,  а свободными. На этих илотах фактически держалась спартанская организация.

Всем спартиатам,  в том числе и женщинам, было предписано заниматься военным делом, в то время как торговля и всевозможные ремесленные занятия были препоручены периэкам. В результате этой реформы  спартанский  демос  превратился  в  замкнутое сословие воинов, в милитаризованный народ, который можно в любой момент организовать,  поднять по тревоге и двинуть в  бой, если на то будет необходимость.

Как правило,  подобная модель осуществлялась в  небольших государствах, она существует и поныне - например,  нечто вроде этого мы сейчас видим в современном  Израиле,  где  под  ружье поставлены женщины и фактически все являются резервистами первой категории (люди до 40 лет).  Отчасти это  можно  видеть  в


- 2 современной Швейцарии,  где  каждый человек имеет дома оружие, каждый мужчина - военную форму и является,  таким образом, резервистом, который  при звонке из соответствующего муниципального или окружного военного отдела превращается в вооруженного воина, готового  выступить  в поход.  Нечто в этом роде и было осуществлено в результате реформы Ликурга в Спарте.

Подневольный труд илотов фактически избавлял полноправных спартиатов от необходимости самим добывать себе  пропитание  и тем самым позволял совершенствоваться в боевом искусстве.