История древней Греции в "темные века" и в архаический период, страница 53

Когда, в частности, говорят, что Св.Писание Ветхого Завета - это литература, это верно в том смысле, что мы можем изучать его как литературу (в том числе). Но написано оно было не как литературное сочинение,  они не творили  свою  собственную реальность. По авторитетным святоотеческим толкованиям, пророки были как бы неким музыкальным  инструментом,  движимым  Божественной рукой.

В Греции же появляется литература ради  литературы,  и  в этом  смысле  надо  сказать о знаменитом первом поэте Гесиодепервом после Гомера.  Его перу принадлежат две большие поэмы "Теогония" ("Происхождение  богов")  и  "Труды и дни".  У него есть еще несколько менее  масштабных  произведений.  Писал  он гекзаметром - главным размером греческой поэзии.

Я прочту вам небольшой отрывок. В начале поэмы Гесиод обращается к музам,  живущим на горе Геликон,  и говорит, что от них мы принимаем начало нашей песни - от тех муз, которые обитают на большой и святой горе Геликон,  и танцуют нежными стопами вокруг родника с лиловой водой.  Звучит  это  так:  (греческий текст).  Размер, мелодичная структура понятны: долгий краткий- краткий - пауза.  ("Гнев,  о богиня, воспой Ахиллеса,

Пелеева сына"). Это в русском языке передача гекзаметра.

Вслед за Гесиодом надо упомянуть  чрезвычайно  любопытных как в  смысле политическом,  так и в литературном поэтов с маленького острова Лесбос. Он, как вы помните, играл очень большую политическую  роль,  здесь  жили  два крупных деятеля греческой литературы - поэты Алкей и Сапфо.

Алкей был поэтом с явной политической окраской,  он писал гневные стихи против метиленского тирана,  а  кроме  того,  он оставил знаменитое стихотворение,  в котором он уподобляет город Метилену, столицу Лесбоса, кораблю, который треплют волны.

Именно  в этой строфе был впервые применен ямбический размер т.е. стих, где вслед за кратким идет долгий. Я прочту вам, как звучит ямб по-гречески (греческий текст). Здесь черный корабль

- это и есть город,  который носится среди всевозможных бед  и нестроений благодаря  тирану.

Алкей был не единственным ямбическим поэтом,  сравнимой с ним по величине была знаменитая греческая поэтесса Сапфо (или, как она сама себя называла,  Псапфо).  Про нее чего только  не напридумывали позднейшие любители скоромных сказок,  между тем все, что о ней достоверно известно, - это то, что она была педагогом в школе,  куда присылали учиться аристократических девиц со всей Греции. Как вы понимаете, если бы она пользовалась какой-то скандальной  репутацией,  вряд ли богатые и уважающие себя родители стали посылать туда своих детей.  От  нее  дошло довольно ограниченное  количество  маленьких стишков,  они все опубликованы. Ей  принадлежит  знаменитое  стихотворение,  написанное так называемой сапфической строкой,  или строкой Сапфо. Посвящено оно Афродите, Зевсу и т.д. (вся лирика Сапфо была любовной или религиозной). Чтобы понять мелодическую структуру сапфической строфы,  я тоже прочитаю  одну  строфу  (греческий текст).

Другим крупным  поэтом,  писавшим  ямбом,  можно  назвать

Анакреонта, а также Архелоха, который впервые ввел иронический оттенок в свои стихи.  В частности, он пишет: "на копье у меня и каша и вино,  я пью, прислонясь на копье". Среди литературоведов были всевозможные толкования:  что значит "на копье  вино"?  Возобладало  мнение,  что  поскольку Архелох был наемным солдатом,  то он копьем, т.е. военным искусством, добывал себе и кашу, и вино, и все остальное.

Итак, лирика была довольно значительной частью  греческой культуры.

Важным социальным и  культурным  явлением  было  создание греческого театра в 7-8 веке. Как поэзия, которая возникает из культовых песнопений, народных припевок, так и театр возникает из некоторых дионисических представлений, изображавших страсти

Диониса, его убиение (очень сложный ритуал). В конечном счете, абстрагировавшись от страстей Диониса,  театр пришел к изображению других мифологических сюжетов, часто даже не связанных с богами. Так или иначе,  некая изначальная связь театра с религией сохранялась на всем протяжении  существования  греческого театра.