Типично гомеровский раб - это, в частности, знаменитый Ксено...
Евмей, у которого ночует Одиссей, возвращаясь из своего похода. Одиссей явился ему под видом нищего, он хотел узнать, верна ли ему Пенелопа и что происходит на Итаке. Там ... женихи.
то есть претенденты на руку Пенелопы, которая, как известно, осталась образцом верной жены.
Так вот, этот Евмей живет в доме, не намного уступающем дому царя. Более того, царь спит у него на ложе из шкур. Антиподом хорошего Евмея выступает нехороший ..., который сочувствует этим женихам, помогает им ..... .
Структура общества. Во главе этой небольшой ячейки (полиса, буквально - города), замкнутого хозяйственного пространства, фактически натурального, стоит царь Василевс, или
Василей, а при царе находится народное собрание. Но это собрание во многих местах имело формальный статус и скорее было похоже на те собрания, которые существовали на Востоке, если вы помните, во времена Саргона или аморейских правителей. Собрание это можно было фактически в любой момент подавить, не собирать больше.
Возьмем народное собрание, бывшее на острове Итака. На все время отсутствия Одиссея (больше 20 лет) женихи воспретили собирать народное собрание, что на самом деле города были фактически монократичны, они управлялись без участия народного
- 4 собрания, и на этой ступени было достаточно женихов, человек
15, которые ведали всей хозяйственной жизнью. Когда Одиссей пытается собрать народное собрание, чтобы прогнать женихов, те просто разгоняют народное собрание, т.е. фактически никакой реальной власти и никакого демократического самосознания у людей нет.
Сама эта община, группировавшаяся вокруг города, называвшаяся словом "демос", ведет довольно обособленное существование и сравнительно редко вступает в контакты с другими общинами. Торговля и ремесло в ней играют ничтожную роль, обеспечивая только самые насущные потребности. Практически каждая семья, участвующая в этой общине, сама производит для себя все необходимые орудия труда и даже, возможно, оружие. Специалисты-ремесленники, которых Гомер называет демиургами (т.е.
"делающий что-то для народа"), были очень редки и многие из них, очевидно, были нечто вроде бродячих ремесленников.
Я уже сказал, что греки гомеровского времени весьма неохотно занимались торговлей. Нужные вещи они предпочитали добывать в завоевательных походах. Эти походы имели свою специфику. Как правило, они ограничивались взятием добычи, пленных же либо убивали, либо отпускали.
Любопытно, что моря, омывающие Грецию, кишмя кишели пмиратами. Греки, которые выходили за пределы общины, частенько подавались в морские разбойники. Об этом писал еще Фукидид, великий греческий историк 5 века. В этом явлении мы видим еще одну характерную черту гомеровского времени: выходя по тем или иным причинам за пределы общины, человек фактически выбрасывался за пределы общества и был вынужден заниматься вот таким нехорошим ремеслом. Пиратство не считалось чем-то особо зазорным. Многие из этих деклассированных элементов...............
Василеи многие организовывали грабительские походы на соседние княжества, в частности, знаменитый мудрый Днестр похвалялся тем, что угнал огромное стадо крупного рогатого скота, а когда владельцы стада выразили ему недоумение по этому поводу, он их всех поубивал. С другой стороны, Ахилл, герой всей поэмы, славился тем, что разорил 23 города и увел какое-то фантастическое количество пленников.
Любопытно, что в отличие, скажем, от финикийцев, стоящих на несравненно более высокой ступени общественного развития, греки не выходили за пределы своей, как они называли, ойкумены
- своего круга земель, который ограничивался Грецией, причем даже в северную Грецию они не залезали.......................
Малая Азия еще тогда колонизована была мало. Крит. В этом квадрате они и плавали. Поход, скажем, в Египет казался очень сложным.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.