История древней Греции в "темные века" и в архаический период, страница 62

После этого   в   сирийском   городе   Трипарадисе  был осуществлен конгресс,  на  котором  верховнымправителем  был избран Антипатр,  а  сатрапии  были  вновь перераспределены.

Антигона, который    был    сатрапом    Фригии,    назначили главнокомандующим в Азии, Пифон получил себе весь Иран. Один из самых способных военачальников Александра Селевк  получил себе Вавилон.

В 319 году Антипатр умер,  фактически  устранившись  от дел,  потому  что  его  должность  была  номинальной.  И тут началась совершенно беззастенчивая борьба между сатрапами за то, чтобы отхватить своему царству как можно больший кусок.

19.04.94.

Л Е К Ц И Я  21

В эти  последние  дни  Страстной  седмицы,  когда  каждый христианин переживает   события,   предшествующие  Воскресению

Спасителя, мне хотелось бы напомнить о том, насколько глубоко, насколько интенсивно историческое сознание присутствует в нас, потому что именно символ, именно это реальное чувство есть отправная точка каждого вглядывания,  каждого акта исследования.

Почему я говорю об этом? Потому что мы с вами уже приближаемся к концу древнего периода истории. Вначале я вам говорил о том,  что если и есть какой-то смысл  в  истории,  то  смысл древнего ее периода состоит в приготовлении к пришествию в мир воплощенного Бога.  И историк подобен,  если хотите, человеку, едущему в поезде, который может смотреть в окно и знает конечную цель путешествия, но не знает тот маршрут, тот путь, которым он проезжает. И вот насколько пристально мы с вами смотрим в окно нашего поезда исторического исследования,  от этого зависит результат: насколько хорошо мы поймем, какой путь проделал мир от начала человеческой деятельности до новых времен.

Новые времена с точки зрения богословской - это одно.  Но и в плане историческом мы можем углядеть, что тот мир, который существовал до походов Александра Македонского, после этих походов и перейдя в эпоху эллинистическую начинает все больше  и больше превращаться в какое-то единство.  Если раньше мы говорили отдельно о Месопотамской цивилизации,  отдельно - о  Египетской, отдельно - о греческой, отдельно - о персидской, хотя две последние существовали параллельно и в  каких-то  аспектах пересекались, но эти пересечения были на внешнем уровне.  Глубоких интеграционных процессов не было.  Со времени Александра

Македонского началось объединение, и поэтому мы должны особенно внимательно исследовать те процессы, которые отделяют эпоху

Римскую (в  которую  совершилось  пришествие  Спасителя  и Его

Воскресение) и эпоху завоевательных походов  Александра  Македонского.

Время между завоевательными походами Македонского  и  тем моментом, в  который Римское государство становится фактически мировым государством,  т.е.  охватывающим все Средиземноморье, весь регион Североафриканский, Египетский, Палестинский, Месопотамский и Южной Средней Азии,  - этот  период  называется  в истории периодом эллинистическим. Термин этот не такой старый, предложил его в 30-х  годах  прошлого  века  немецкий  историк

Дройзен, и ближайшей целью его введения этот ученый имел обозначить распространение греческой культуры,  греческого  языка, греческих взглядов на жизнь и греческой манеры хозяйствования, греческих экономических моделей на весь восточный мир.  До сих пор -  при том,  что этот термин стал общепринятым,  - ведутся дискуссии о том,  что такое эллинизм как явление в целом. Символом этой дискуссии может служить недавно вышедший в Институте всеобщей истории двухтомник "Эллинизм",  но так или  иначе, сама постановка проблемы означает,  что эта эпоха была важной, поворотной для всей истории.