История древней Греции в "темные века" и в архаический период, страница 14

Именно в это время знаменитые греческие философы начинают формулировать законы,  одним  из  которых  становится  "ничего слишком". Греки стремились именно к тому, чтобы ничего не было слишком, ничего чрезмерного,  чтобы все было в меру.  Как  это выразил Гесиод, "меру во всем соблюдай и дела свои вовремя делай", т.е.  не торопись,  но и не медли. Например, какой совет дает Гесиод о женитьбе:  "В дом свой супругу вводи, как в возраст войдешь подходящий.  До 30 не спеши,  но и за 30 долго не медли". В  этом все греки:  всё вовремя.  Во всем надо поймать момент. На самом деле знаменитые слова Горация  "лови  момент"

могли сказать  о себе и греки как архаического,  так и классического периода.

Меняется и  политико-административная  картина греческого города. Если раньше за границами гомеровского  полиса  начиналась совершенно чужая и пустынная территория,  то сейчас город строится по следующему принципу:  основу его составляет  акрополь ("акрос" - "высокий", "высший"). Акропль есть не только в

Афинах, но и во всех городах. Во-вторых, сама территория города, которая  включает различные кварталы (ремесленные,  торговые). ................................но одновременно и рынок.

Это место,  где  находились  храмы богов и рядом - рынок.  Эта традиция сохранилась вплоть до Византии,  где,  как  известно, храмы часто строили рядом с рыночными площадями, из чего некоторые ученые умудрились сделать вывод, что византийцы ходили в церковь только потому,  что шел дождь и торговать было неудобно. На агоре реализовывалась как бы  социальная  функция  греческого гражданина.  Это был своеобразный гайд-парк, там собиралось народное собрание,  там было место, где собирались пританты  (судьи),  там существовал парламент народного собрания:

на этой же агоре собирались,  чтобы обсудить последние политические события.

Сам город называется............,  прилегающая  к  городу территория называлась ......... . На этой ...................

могли располагаться .................,  т.е.  деревни. Это небольшие поселения,  которые располагались по окраинам территории полиса  и  политически  зависели  от  него.   Т.е.   полис представлял собой  мини-государство,  сжатое  до  пределов области. Сейчас существует нечто  вроде  полиса  -  Лихтенштейн.

Все-таки я  поостерегся  бы от подобных сравнений,  потому что полис представлял  собой  нечто  вроде  государства  с  весьма устойчивой инфраструктурой. Любопытно, что в сравнении с гомеровскими полисами архаические полисы были крупнее по  территории, т.е. если раньше полис охватывал только укрепленный поселок, тотеперь в состав полиса вошла и хора.

Естественно, греки старались города строить ближе к побережью, и большинство крупных греческих городов стоит на берегу.

В это время в Греции начинается активный период храмового строительства. Строятся те самые знаменитые храмы богов, которые до сих пор можно увидеть по всей Греции. В Афинах их можно наблюдать практически в полной красоте, в Коринфе, Дельфах - в полуразрушенном состоянии.

Из чего состоят греческий храм? Состоит он из ...........

Собственно говоря, ................ из колонн ................

На этих подушках покоится ....................................

..............................................................

Как правило,  в этом месте была купель, где располагались статуи ...........  . Внутри храм разделялся на несколько помещений. В центральном находилась статуя божества,  которые к тому времени уже научились делать настолько близкими по изображению к человеку, они делали статуи из белого мрамора, который добывали на островах и в Аттике и раскрашивали. Белые и безжизненные в музеях,  они тогда были раскрашены:  голубые  или  карие глаза, ресницы.  Они  все  выглядели  очень похожими на людей.

Именно этот антропоморфизм является одной из самых выразительных черт греческой религии.

На следующем занятии мы продолжим разговор об архаической

Греции.

01.02.94.

Л Е К Ц И Я  14