Характерный символ роста класса ремесленников - появление специальных ремесленных кварталов. В частности, такой квартал в Коринфе существовал в 7 в. под названием Керамес. Такой же квартал в 6-7 вв. возник и в Афинах. Здесь уже можно говорить о том, что ремесло окончательно отделилось от сельского хозяйства как самостоятельная отрасль общественного производства. Соответственно и сельское хозяйство, которое не может ориентироваться на удовлетворение потребностей отдельного полиса или отдельной родовой ячейки, начинает перестраиваться.
Осваиваются земли (а в Греции с землей плохо - везде горы и море, а почва каменистая и мало приспособленная). Греки занимаются выносом земли - с того места, где она есть, неуст туда, где ее нет, и укладывают культурный слой. Начинают производить больше добавочного продукта, чтобы его можно было продавать.
Греки переходят к выращиванию тех культур, которые плохо произрастают в каких-то районах. Например, хлеб. Эти районы начинают закупать хлеб в других местах и переходят к выработке, скажем, масличных культур или винограда. В конце концов почти все греческие государства отказались от производства своего хлеба и начали закупать его на Востоке - в Египте, Италии.
Т.е. изменился уклад хозяйства, возникло так называемое товарно-денежное хозяйство.
На основе лидийского монетного стандарта возникают по разным городам свои монетные стандарты, которые сначала подражают лидийскому, а потом становятся более свободными. До усвоения лидийского стандарта в Греции начинают использоваться в качестве денег железные куски, металлические предметы - спиции
(по-гречески "оболос"), которые по сути эквивалентны монетам.
Только теперь эти названия были перенесены на новые денежные единицы, и это стали уже не спиции, а монеты, которые назывались "оболос", "обол". 6 оболов составляли 1 драхму ("драхма",
"драхми" - "горсть"). , оболов можно было захватить одной рукой. 6000 драхм составляли 1 палат. Драхмы обычно чеканились из серебра, а оболы из бронзы.
Все эти древние изобретения дожили до нашего времени. Не случайно копейки чеканились из медно-никелевого сплава.
Очень активно начинается социальный процесс, связанный с тем6 что "деньги делают человека". Т.е. человек, стоящий на низшей общественной ступени, занявшись чем-то выгодным, например ростовщичеством, купечеством, мог подняться на более высокие ступени социальной лестницы.
Начался процесс имущественного расслоения. Если раньше князь Одиссея был владетельным и богатым, а остальные могли лишь претендовать на роль женихов Пенелопы, то теперь появляется большая прослойка тех, кто "вышел в люди".
С другой стороны, начинается довольно большой рост ростовщичества. Возникают факты самозаклада, когда человек сам себя закладывает за какую-то сумму, а не вернув ее, попадает в долговую кабалу и рабство. Таким образом отдавали в заклад детей, жену и весь род превращался в фактически наемных рабочих.
Потому что рабство еще с гомеровского времени в Греции было заложено не как система массового угнетения, как это часто представлялось тенденциозными марксистскими историками, а представляет собой нечто вроде института принадлежности к семейной ячейке. При том, что семейная ячейка перестала быть организующим центром общественного уклада, она сохранила именно значение для рабов.
На самом деле любопытно, что во многих государственных полисах, которые образовывались на территории Греции (самыми крупными можно назвтаь Спарту, Аркадию, Ахайю, Аттику), начали приниматься законы против ростовщичества, т.е. это явление начало испытывать противодействие со стороны государства, общественных структур. И это очень важно, потому что противодействием создается баланс. Как известно, если груз положить только на одну чашу весов, то перевесит именно она, возникнет избыток.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.