История древней Греции в "темные века" и в архаический период, страница 49

Шестая черта - некое разделение,  существующее внутри, на религию ученых и философов и религию народную.  Первая - более динамичная, имеющая более духовный характер; вторая - имеющая, с одной стороны, характер более консервативный, а с другой более приверженная дрревним,  первобытным чертам,  т.е.  грубому идолопоклонству, что в 4 или 5 веках было фактически  немыслимым. Например,  для Гераклита сказать, что он в храме поклоняется какому-то изображению Афины как самому  камню,  было  немыслимым, в то время как народ поклонялся именно камню, считая его богиней.

Седьмая черта  -  это "патриотический" характер греческой религии. Например,  Афинам покровительствовала Афина  Паллада,

Олимпии -  Зевс  Олимпийский,  Дельфам  - Аполлон и т.д.  Боги включались на правах старших в мир греческого  человека,  т.е.

это были как бы старшие,  высшие в его городе, и идя на бой за свой город, человек бился за "своих" богов.

В этом  смысле можно провести некоторые параллели с нашей недавней историей,  т.к.  на самом деле отождествление некоего культового элемента,  замещающего  истинное поклонение (например, культ Сталина),  со своим благосостоянием, патриотический долг - с культовым элементом,  в то время как истинное богопочитание, гораздо более нюансированное,  не  позволяет  сделать такого грубого отождествления.  Для греков же это было естественно и нормально, т.к. это была другая историческая эпоха.

Таковы характерные черты греческой религии.  Что касается

Пантеона или того,  какими были греческие боги, по этому поводу, вероятно, не стоит особенно распространяться, т.к. по этому поводу  есть довольно подробные книги в том числе книги Тахо-Годи и А.Ф.Лосева.  Всем известно, что мифы о происхождении богов носили постепенный характер:  на первом этапе Уран и Гея

- как бы верх и низ, два элемента; следующее поколение богов Кронос и Рея,  которые творят следующую ступень,  Кронос пожирает всех сыновей,  остается только Зевс -  главный  верховный бог. Таким  образом,  в  наиболее  окончательном  варианте все остальные являются либо его детьми, либо его женами, братьями.

Все предыдущие  поколения  так  или  иначе уничтожаются - либо сбрасываются в Тартар,  либо пожираются.  Отличительной чертой греческой религии  является  еще  и  антропоморфизм:  творение мыслится как физическое воспроизведение - боги творят мир  какими-то физическими  действиями;  все  боги мыслятся в человеческой форме, им присущи человеческие качества. Они могут упиваться, совершать  прелюбодеяния,  испытывать зависть,  гнев и т.д. Все эти черты характерны для первоначального периода греческой религии  и в той или иной степени доживают до ее конца, хотя подвергаются философскому истолкованию.

Второе важное звено греческой культуры - философия, которая в древности была связана с науками,  вообще с естествознанием. Само  слово  "философия" означает "любомудрие",  но сами греки этого слова не употребляли,  а называли своих  философов

"софой". Одним из самых первых софос были знаменитые семь мудрецов, от которых осталось по одной  фразе  общего  морального характера вроде  "соблюдай во всем меру" или "ничего слишком",

"познай самого себя", "большая часть всегда худшая" и т.п. Это первоначальный этап развития греческой философии.

Впоследствии начинается выделение науки в отдельный определенный род занятий и появление самостоятельных философов.  В

частности, первыми были философы так называемой Ионийской школы -  философы из городов Малой Азии (7-6 век).  Эти философы, крупнейшим из которых был Фалес Милетский,  пытались осмыслить окружающий мир в естественнонаучных категориях, дать обоснование всему многообразию окружающего мира,  представить его  как объект и  объяснить  как  результат чисто материальных взаимодействий, не привлекая никаких идеальных причин. Например, Фалес объяснял,  что  все  живущее произошло из воды,  приводя в пример те факты,  что колос произрастает  исключительно  после дождя и семя имеет водный состав.  На таких простых доводах он строил свое воззрение.  Кроме того,  он  предсказал  солнечное затмение, что   означает,  что  он  занимался  не  только  философско-умозрительными изысканиями, но и научными вычислениями, в  частности  математическими  (знаменитая  теорема Фалеса приписывается именно ему).