В 518 году, когда Дарий проводил свои реформы, была введена и новая налоговая политика. Всем сатрапиям был четко определен размер ежегодного налога. В покоренных областях налогами обложили также и храмы, что для Дальнего Востока было делом невиданным, т.к. всем было известно, что храмы налогами не должны были облагаться. Все эти налоги касались только покоренных областей, сама Персия была от них освобождена. Но хотя персы и не платили налогов деньгами, существовала определенная форма натуральной подати, которую каждый перс, который не был наемником или солдатом, обязан был давать натуральными продуктами земледелия. Вместе с налоговой реформой была проведена финансовая реформа, что стало возможным после завоевания Лидии. Именно здесь был введен денежный стандарт, т.е. было рассчитано соотношение крупных и мелких монет, соотношение между драгоценными металлами и ценами, а также нормы содержания этих металлов в монетах. После завоевания Лидии стало возможным ввести лидийский монетный стандарт и в Персии. Самой большой монетой стал золотой дарик (в честь Дария) - по-гречески "дарикос". Существовала мелкая монета сикль, которому соответствует современный еврейский шейкель (древнемесопотамское обозначение денег). Серебряный сикль равнялся 1/20
части дарика. Правом чеканить монету обладал царь (был стандарт царский), сатрапы (и стандарт был сатрапский), некоторые провинции (стандарт предусматривал обязательное изображение персидского царя). Четвертый стандарт - стандарт чеканки персидских монет в подвластных странах. То есть соблюдался персидский стандарт - дарик и сикль, но чеканились монеты не в
Персии и не в сатрапиях, а в странах, которые являлись данниками Персии. Стало быть, существовала тройная система: сама
Персия - митрополия, сатрапии - губернии, области и некие подвластные области, которые были не вполне захвачены Персией.
На этой политической, социальной системе базировалась
Персидская держава.
В 519 году началась экспансия персов на территорию Малой
Азии. Перейдя через Боспор и Геллеспонт, персы захватили Фракию и Македонию. Продвинулись они довольно глубоко, вплоть до севера Балканского полуострова.
Следующей их мишенью стали греческие полисы. И дальнейшая история Персии находится в большой связи с историей Греции.
Так мы и будем ее изучать, хочу только заметить, что самостоятельная история Персии просуществовала до 334 года, т.е. еще приблизительно 200 лет, до тех пор, пока не была захвачена Македонским. Но лучшие его времена уже были пройдены.
Религия Персии - особый вопрос. Мы уже говорили о зороастризме, о Заратуштре, легендарном маге, о его учении о постоянной борьбе добра и зла, имеющем онтологический характер: добро представляется богом Ахурамаздрой, а зло - злым богом Ахриманом. Борьба этих сил, по учению Заратуштры, является источником движения, жизни мира. Зороастризм во времена Дария начинает проникать в Персию (возник он в Восточном Иране среди индоевропейских племен), но он никогда не был официальной религией в полной мере, потому что в системе зороастризма все боги, кроме Ахурамаздры, были объявлены демонами. Фактически зороастризм был монотеистической системой, все остальные боги были объявлены не очень хорошими. В то же время в Персии с ее особенным отношением к местным культам было невозможно принять зороастризм в его полной форме. Как известно, захватывая Иудею, персы поклонялись богу Яхве, т.е. они воспринимали его как местного национального бога иудеев. Но они поклонялись ему в числе многих других, для них бог Авраама и Моисея ничем не отличался от какой-нибудь Анахеты или других богов (Анахета бог Луны, который традиционно почитался в Персии). Но хотя зороастризм принять для персов было невозможно, происходила его модификация, в частности в число главных богов были приняты
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.