История древней Греции в "темные века" и в архаический период, страница 27

Возможно, персы выжидали сигнала от своих сторонников  в  Афинах; по  другим  сведениям,  они надеялись, что в армии греков произойдут разногласия,  т.к.  там были не только афинцы, но и выходцы из других городов.  Спартанцы отказались участвовать в этом походе из-за того, что выступать в поход до полнолуния им запрещал религиозный  обычай,  поэтому в Марафонской битве они не участвовали.  Но сражение произошло в тот день, когда спартанцы, собственно,  вышли в путь. Они начали выгружаться с кораблей и первыми вступили в сражение. Персидское командование, рассчитывая застигнуть Афины врасплох,  ночью погрузило значительную часть своей конницы на суда для отправки в Афины.  Видимо, это  было  ошибкой,  потому что таким образом они лишили себя большой части конницы.  Греческому  командованию  видимо, стало известно  об этом факте от перебежчиков,  и греки начали сражение в неблагополучный для персов момент.

Мильтиад таким образом построил греческую армию, что усилил фланги и ослабил центр.  Персы прорвали центр, но фланги с обеих сторон  сомкнулись,  и  персы  были  разбиты.  Некоторым персам, бежавшим к побережью, удалось сесть на свои суда, другие же погибли по пути в болотах Фессалии. По данным Геродота, в этой битве погибло 6400 персов.

Эта битва стала популярна еще тем, что от Марафонской долины до Афин 40 с чем-то километров, и чтобы сообщить афинянам о победе, был послан гонец, который не останавливаясь пробежал это расстояние. С тех пор эта дистанция называется марафонской.

Часть персов  уцелела  в  этой битве и двинулась на судах вокруг мыса ....  на юг,  чтобы соединиться  с  частью  флота, дрейфовавшей в море,  а также рассчитывая застать Афины врасплох, быстро обогнув южную  оконечность  ....  полуострова.  Но войдя в гаваль Фалерн,  которая тогда была официальной гаванью

Афин, персы убедились в том, что их план не удался, и отступили обратно.

Победа греков при Марафоне не  была  для  персов  военным разгромом. Это  была  лишь неудавшаяся попытка.  Но для греков эта победа была важным фактом, потому что она разрушала легенду о непобедимости персов. В честь победы у Марафона был воздвигнут большой памятник,  это была одна из славных побед  греческого народа. Она была увековечена в живописи.

После этой победы,  когда возникла необходимость переориентации на  возможный  в будущем широкий конфликт с Персидской державой, в Афинах начался серьезный  внутриполитический  кризис. Возникла борьба,  характеризующаяся тем,  что людей часто подвергали изгнанию,  так называемому остракизму  (  от  слова

"остракон" -  "черепок".  Маленький глиняный черепок,  которым голосовали. Когда какому-то политическому деятелю выражали недоверие, то  голосовали  за  его  изгнание.  И если набиралось большое количество этих черепков, то человек отправлялся в изгнание, т.е.  был предан остракизму.  Он не имел права возвратиться к себе на родину без соответствующего  решения  ареопага). Интересно,  что  Мильтиад,  знаменитый  победитель  Марафонской битвы,  был отправлен в  изгнание  именно  посредством остракизма.

В это время на политическую сцену выдвигается одна из самых колоритных  фигур  греческой истории - Фемистокл,  или Фемистоклис. Он был весьма низкого  происхождения,  но  по  отцу принадлежал к  довольно  знатному жреческому роду.  То есть он имел двойственное положение.  Историк Фукидид написал  о  нем:

"Фемистокл с помощью присущей ему сообразительностью после самого краткого размышления был вернейшим судьей данного положения дел и лучше всех угадывал события самого отдаленного будущего. Он способен был руководить всяким делом,  в  особенности же заранее предусматривал лучший или худший исход предприятия, скрытый еще во мраке будущего". Иными словами, Фемистокл облада довольно  большим  даром предвидения ситуации,  то есть был именно тем человеком, которого требовало время.

Исход с  войны  с персами,  как выяснилось,  решает флот, поскольку на суше противостоять персидской армии было  сложно.