История древней Греции в "темные века" и в архаический период, страница 58

В эпоху   Кира   и   Камбиса   такой   подход    весьма практиковался на  Востоке - продажа в рабство целых городов, их перемещение, переселение. Знаменитое вавилонское пленение было тому примером. Но ко времени Александра такой исход был анахронизмом, и довольно жестоким.

Во время  осады  Тира Александр получил новое письмо от

Дария, который предлагал ему уже 10 тысяч талантов серебра и значительные территориальные уступки. Но Александр, которому к тому  времени  удалось  захватить  в  плен  жену  и  детей отступающего Дария, уже чувствовал себя на коне и отверг это предложение. Вслед за тем он двинулся в Египет.

В Египте  к  тому  времени давно уже зрело недовольство персидским господством (Египет принадлежал Персии). Египтяне недоброжелательно относились  к персам как к захватчикам и с ностальгией вспоминали былые времена своего  могущества.  На фоне этих  настроений  в  Египте  начали слагаться легенды о священническом, жреческом происхождении  Александра,  и  его начали ждать  фактически  как  настоящего  египетского царя, который осводобит страну от господства персов. Поэтому когда в ноябре  332  года Александр вступил в регион Нижнего Нила, он был встречен с большим гостеприимством.

Александр наладил    управление   страной   и   посетил знаменитого оракула  Омона  в  ливийской  пустыне,  где  был фактически провозглашен царем Египта. Но уже весной 331 года он вновь  появился  в  Тире,  откуда  выслал  вперед  корпус

Пармениона с  поручением  захватить  переправу через Евфрат.

Тем самым он подготавливал свой  поход  в  центр  Персидской державы.

Соединившись с Парменионом,  Александр  продолжил  свой поход, и  1 октября 331 года персы решили пойти на последнее крупное сражение   рядом   с   местечком   Гавгомеллы.   Они лихлрадочно готовились к сражению.  В нем были задействованы мощные конницы  и  корпус   слонов,   которые   состояли   в персидской армии, для чего их завозили из Индии.

Александр понимал, что персидская армия превосходит его армию почти  в два раза и знал,  что персы используют мощные ударные силы - колесницы и боевых слонов. К колесницам персы привязывали ножи,  чтобы,  проходя  через строй пехоты,  они


- 5 крошили все  вокруг.  Это   был   сильный,   в   том   числе психологически, метод  борьбы.  Линия  фронта  у персов была значительно длиннее,  чем  у   македонцев,   и   они   могли попытаться охватить   фланги   македонской   армии.  Поэтому

Александр сам предпринял атаку во главе отряда гетайя, чтобы прорвать центр персов.

Несмотря на то что на левом  фланге  благодаря  усилиям конницы  персы  стали  теснить  македонцев,  успех,  который развил Александр в центре,  был  настолько  ошеломляющ,  что персы  дрогнули  и побежали.  После этого корпус Пармениона, находившийся в резерве,  смог довершить  разгром.  Македонцы преследовали противника не меньше 15 километров.  Полководец

Мазей, который командовал  левым  крылом  персидской  армии, отступил в  Вавилон,  а  сам Дарий бросился бежать на север.

Александр счел более важным преследовать  Мазея  и  вошел  в

Вавилон.

Сатрапом Вавилонии он назначил того самого Мазея,  т.е.

посадил там  челдовека,  который был уже известен.  Это было первое назначение перса на такой крупный пост в  Македонской державе, а  кроме  того  -  компромисс,  благодаря  которому

Александр надеялся удержать в повиновении восточные области.

Из Вавилона   он   двинулся   в   Парс  -  традиционную историческую родину  персов.  Перейдя   перевал   Персидские ворота, он  вошел  в  Персеполь  и  ...,  где  ему досталось бесчисленное богатство царской казны ахеменидов,  не  считая золота и  драгоценностей.  После  этого он бросился догонять

Дария, который отступал небольшой  группой  в  сопровождении нескольких своих сатрапов.  Оставив Экбатаны, Дарий бросился в глубь Ирана,  но когда сатрапы увидели,  что Александр  их догоняет, сатрапы  закололи Дария,  чтобы он не попал в руки врагу. Догнав отряд Дария,  Александр воздал  убитому  врагу величайшие почести как царю, продемонстрировав величие своей души - мегалопсихию, как называли это древние греки.