История древней Греции в "темные века" и в архаический период, страница 45

Говоря о ситуации глобального кризиса,  охватившего  греческий полис, необходимо упомянуть еще одну важную вещь - объективный рост авторитета  личной  власти,  некий  своеобразный вождизм. Тиранические правительства начинают возникать все чаще. Либо это  режим  индивидуальной  тирании,  так  называемой младшей тирании,  который  появляется  в это время в ряде греческих полисов (люди захватывают единоличную власть,  как  это было в Фессалии, в Сицилии), либо, как в Афинах, корпоративная тирания ("совет четырехсот", "совет тридцати" - все это разновидности тирании.  Термин "корпоративная" не является общепринятым, его предложил наш соотечественник Фролов,  но основания для его  введения  есть,  потому  что и методика "совета четырехсот", и методика "совета тридцати" очень близки  к  способу осуществления власти тиранами: диктовка своей воли всем институтам). Если мы посмотрим на историю Пелопоннесской войны,  мы увидим, что и Лисандр,  и Алкивиад были близки к тираническому способу правления.  Ни тот,  ни другой не  рискнули  захватить личную власть,  очевидно, все-таки опасаясь сильной оппозиции.

В Спарте Лисандр опасался  соперников,  а  в  Афинах  Алкивиад опасался демократически настроенных противников.

Как я уже сказал,  Македония начинает свое восхождение на политическую арену, выступая как бы примирителем греческих полисов, восстановителем их  спокойствия.  Фактически  это  было протаскиванием промакедонской позиции. Сначала на политической арене Македония начала выступать  как  некий  посредник  между

Афинами и  Спартой,  но вскоре Македонии представилась возможность распространить свое влияние на северную и  среднюю  Грецию. Поводом послужила так называемая Третья священная война.

Обычно поводом к священной  войне  служило  какое-либо  святотатство, нарушение союзнических обязательств, которое рассматривалось как  нарушение  клятвы,  принесенной  перед   богами.

Третья священная  война  в 358 г.  произошла из-за отказа одной из обвиняемых сторон - группы крупных аристократов г.Фокида - платить положенный им штраф. На стороне Фокиды выступили Афины, Спарта и фессалийский Тиран. В данном случае Афины и

Спарта выступили  единым  фронтом  против Фив (против Беотии), которые в это время  весьма  усилились  и  стали  представлять опасность как для Спарты, так и для Афин.

Противники фокидян, т.е. беотийцы, обратились к Македонии за помощью,  и Филипп охотно откликнулся на этот призыв и ввел свои войска в Фокиду.  Вооруженное новыми боевыми принципами и по-новому обученное войско Филиппа сделало свое дело,  и фокидяне были разгромлены и должны были  выплатить  Дельфам,  т.е.

Беотии, компенсацию за материальный ущерб.

Как уже было сказано,  тогда был заключен второй афинский морской союз и одновременно - Делосская амфиктеония (?),  т.е.

священный культовый смоюз греческих городов,  освященный богом

Аполлоном. В этот-то священный союз был допущен не грек, а македонянин Филипп.  Македония получила два голоса в амфиктеонии

- совете,  где решение о ведении тех или иных военных действий принималось подсчетом голосов.  Всего там было  около  20  голосов, и 2 из них получил Филипп,  что было невиданным фактом.

Это создало плацдарм для дальнейшего наступления на Грецию.

Филипп повел  свои войска прямо на Афины,  но,  не дойдя, решился в 346 г. заключить мир. Формально это был мир не Македонии с Афинами,  но мир между греческими полисами, но все понимали, что за Беотией стояло  македонское  войско,  и  вопрос стоял о мире именно между Афинами и Македонией. К этому времени Филипп понял,  что овладеть Грецией будет не очень  сложно, исходя из  ситуации кризиса и наличия того тиранического духа, который витал над миром  греческих  городов-государств,  и  во всех городах  он организовал агентурную сеть.  Агенты доносили

Филиппу о настроениях,  спрашивали его советов,  и он давал им какие-то направляющие,  а  они  уже назывались подготовкой общественного мнения в пользу Македонии.