История древней Греции в "темные века" и в архаический период, страница 48

"евангельским приуготованием".  Для греков,  по их немощи, это было дано в виде приуготования к Благовестию.

Что же  представляла собой религиозная жизнь древних греков? По этому поводу я бы порекомендовал  замечательную  книгу

Фаддея Францевича  Зелинского  "Древнегреческая религия" (СПб,

1918).

Назову кратко черты древнегреческой религии.

Во-первых, это явление было развивающимся, т.е. претерпевало изменения.  И  поскольку  древнегреческая религия была не фиксированной формой религиозного мировоззрения и,  что  очень важно, не  имела  письменного канона,  динамика изменений была довольно значительной.  О раннем периоде греческой религии  мы можем судить по поэмам Гомера, "Илиаде" и "Одиссее", а отчасти по объектам искусства,  а также произведениям лирики и  другим зафиксированным в литературе свидетельствам.  Но греческую религию отличал переход от идолопоклонства  к  наиболее  тонкой, более философской  форме религии,  заключающейся не в буквальном, а в аллегорическом понимании объектов религии, т.е. богов.

Значит, первая  черта  - это прогресс,  динамика религии.

Вторая - отсутствие письменного канона.

Третья черта - то,  что называют мифологией. Обычно этому слову приписывают значение чего-то недостоверного,  сомнительного, в  то  время  как оно обозначает некую повествовательную сторону определенного воззрения, в данном случае религиозного.

В этом смысле именно греческая мифология - повествования о богах, мифы о происхождении людей - составила ту основу  религиозных представлений,  которая  явилась практически полноценной системой общинного мировоззрения,  как бы консервирующей  средой, в  которой и сохранялись элементы первобытных религиозных представлений, и осуществлялась передача к более поздним поколениям. Подходить  к мифологии обобщенно или трактуя ее просто как некие измышления было бы не совсем верно и с точки  зрения исторической, и с точки зрения христианской истории.

Мифология представляет собой отражение тех воззрений, которые были,  практиковались  в  раннем греческом обществе,  на этапе перехода от первобытного общества  к  обществу  с  более разветвленной социальной структурой, обществу античного типа.

Четвертая черта греческой религии - ее мистериальный  характер, т.е.  совершенно отчетливо выраженная тенденция разделения на сферы эзотерическую, тайную, и экзотерическую - общедоступную. Недаром слово "местирион",  которое переводится как

"таинство", - однокоренное со словами "мистицизм",  "мистик" и т.п. Т.е. эзотерика - это некое тайное, не всем доступное учение, которое требует определенного посвящения.  У греков  было несколько особо характерных мистерий.

Во-первых, так называемые Элевсинские мистерии  (мистерии в г.Элевсине) - наиболее известные,  посвященные богине Арптемиде, которые праздновались в элевсинской роще. Мистерии Кабиры были  связаны  с Пелопонессом.  Кроме того,  были мистерии, связанные с Аполлоном, и мистерии Дионисийские. Последние были как бы привнесены в Грецию, как и многие черты греческой мифологии, из Малой Азии.  Они отличались  исступленным,  экстатическим почитанием бога Дионисия.  На самом деле в той форме, в которой они проявлялись, в них отчетливо видна бесовщина. Женщины покидали  семьи,  уходили в горы,  участвовали в каких-то чудовищных плясках,  совершали,  не ведая того,  убийства. Это были вакханки - жрицы Дионисия.

Пятая черта - близкая связь греческой религии  с  культом предков. Наравне с анимизмом,  т.е. обожествлением сил природы

(наяды и триады - это были божества воды,  или силы,  вышедшие из обожествленных объектов),  и тотемизмом (почитанием определенных изображений.  Например, из почитания совы родился культ

Афины, эпитет  "глаукопис",  к ней относящийся,  - "совоокая";

Гера называется волоокой,  т.к. первоначально она почиталась в образе вола) культ предков был очень важным аспектом,  т.к.  с ним связан генеалогический  принцип,  выстраивание  генеалогических цепочек, установление причинных связей. Почитание усопших самих по себе как постоянно надзирающих,  постоянно как бы оценивающих действия живущих,  тоже было компонентом греческой религии.