"евангельским приуготованием". Для греков, по их немощи, это было дано в виде приуготования к Благовестию.
Что же представляла собой религиозная жизнь древних греков? По этому поводу я бы порекомендовал замечательную книгу
Фаддея Францевича Зелинского "Древнегреческая религия" (СПб,
1918).
Назову кратко черты древнегреческой религии.
Во-первых, это явление было развивающимся, т.е. претерпевало изменения. И поскольку древнегреческая религия была не фиксированной формой религиозного мировоззрения и, что очень важно, не имела письменного канона, динамика изменений была довольно значительной. О раннем периоде греческой религии мы можем судить по поэмам Гомера, "Илиаде" и "Одиссее", а отчасти по объектам искусства, а также произведениям лирики и другим зафиксированным в литературе свидетельствам. Но греческую религию отличал переход от идолопоклонства к наиболее тонкой, более философской форме религии, заключающейся не в буквальном, а в аллегорическом понимании объектов религии, т.е. богов.
Значит, первая черта - это прогресс, динамика религии.
Вторая - отсутствие письменного канона.
Третья черта - то, что называют мифологией. Обычно этому слову приписывают значение чего-то недостоверного, сомнительного, в то время как оно обозначает некую повествовательную сторону определенного воззрения, в данном случае религиозного.
В этом смысле именно греческая мифология - повествования о богах, мифы о происхождении людей - составила ту основу религиозных представлений, которая явилась практически полноценной системой общинного мировоззрения, как бы консервирующей средой, в которой и сохранялись элементы первобытных религиозных представлений, и осуществлялась передача к более поздним поколениям. Подходить к мифологии обобщенно или трактуя ее просто как некие измышления было бы не совсем верно и с точки зрения исторической, и с точки зрения христианской истории.
Мифология представляет собой отражение тех воззрений, которые были, практиковались в раннем греческом обществе, на этапе перехода от первобытного общества к обществу с более разветвленной социальной структурой, обществу античного типа.
Четвертая черта греческой религии - ее мистериальный характер, т.е. совершенно отчетливо выраженная тенденция разделения на сферы эзотерическую, тайную, и экзотерическую - общедоступную. Недаром слово "местирион", которое переводится как
"таинство", - однокоренное со словами "мистицизм", "мистик" и т.п. Т.е. эзотерика - это некое тайное, не всем доступное учение, которое требует определенного посвящения. У греков было несколько особо характерных мистерий.
Во-первых, так называемые Элевсинские мистерии (мистерии в г.Элевсине) - наиболее известные, посвященные богине Арптемиде, которые праздновались в элевсинской роще. Мистерии Кабиры были связаны с Пелопонессом. Кроме того, были мистерии, связанные с Аполлоном, и мистерии Дионисийские. Последние были как бы привнесены в Грецию, как и многие черты греческой мифологии, из Малой Азии. Они отличались исступленным, экстатическим почитанием бога Дионисия. На самом деле в той форме, в которой они проявлялись, в них отчетливо видна бесовщина. Женщины покидали семьи, уходили в горы, участвовали в каких-то чудовищных плясках, совершали, не ведая того, убийства. Это были вакханки - жрицы Дионисия.
Пятая черта - близкая связь греческой религии с культом предков. Наравне с анимизмом, т.е. обожествлением сил природы
(наяды и триады - это были божества воды, или силы, вышедшие из обожествленных объектов), и тотемизмом (почитанием определенных изображений. Например, из почитания совы родился культ
Афины, эпитет "глаукопис", к ней относящийся, - "совоокая";
Гера называется волоокой, т.к. первоначально она почиталась в образе вола) культ предков был очень важным аспектом, т.к. с ним связан генеалогический принцип, выстраивание генеалогических цепочек, установление причинных связей. Почитание усопших самих по себе как постоянно надзирающих, постоянно как бы оценивающих действия живущих, тоже было компонентом греческой религии.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.