История древней Греции в "темные века" и в архаический период, страница 55

Вслед за  чернофигурной  техникой приходит краснофигурная техника - конец 6 - 5 век.  Она состоит в том,  что при обжиге вазы черным  лаком не покрываются те места,  на которых должны быть фигуры,  поэтому они остаются красными.  Это было вызвано необходимостью экономить  лак,  а с другой стороны,  необходимостью изобразить большое количество фигур и достичь  наибольшей тонкости  в  их  изображении.  Для того чтобы делать такие сосуды, нужны были мастерские,  а с их развитием развивались и ремесленники, и все искусство в целом.

Храмовое строительство тоже было  очень  важным  аспектом греческого искусства.  Уже  в 7 веке формируются два типа храмов, т.е.  ордеров (ордер бывает дорический и ионический). Ордер - это понятие комплексное.  Наличие определенного типа колонн, капителий,  устройство фронтона - все имело значение для принадлежности к ордеру.

Храмы украшались  внизу,  под  фронтоном,  полурельефными изображениями каких-то композиций.  Например, на афинском Парфеноне изображены юноши, которые ведут коней.

12.04.94.

Л Е К Ц И Я  20

На предыдущей лекции мы говорили о греческой  культуре.

Последнее, что нужно сказать по этому вопросу,  это то,  что греческая культура   не    исчерпывается    теми    краткими экскурсами, которые  я  вам  предложил.  Конечно,  она шире, глубже и в известной степени гораздо  менее  описана,  менее понятна нам.  Но  мы  можем  говорить о ней,  учитывая,  что именно греческая  культура  стала   одной   из   центральных составляющих византийской    культуры.    Многие   поколения общественных и церковных византийских деятелей воспитывались на Гомере,  на произведениях мыслителей древности - Платона,

Аристотеля. То есть культурный византиец обязательно  владел богатством античной образованности. Если говорить о церовном пении,  о византийской музыке,  то своими корнями  она  тоже связана с  древней античной музыкой.  Что касается живописи, глиптики (мелких структурных форм),  других видов искусства, они тоже   находятся   в  некотором  отношении  с  античными достижениями: некоторые связаны с ними  напрямую,  некоторые так или  иначе перекликаются.  Например,  знаменитый принцип хиазма (принцип  скульптурной  компорзиции,  при  соблюдении которого ноги  и  плечи  находятся  в  разных  плоскостях) и другие принципы нашли отражение  в  христианском  искусстве.

Известные мозаики   из   Дафны   (предместье   Антиохии),  в атрибуции которых археологи затрудняются (некоторые считают, что они   сделаны  языческими  мастерами,  а  другие  -  что христианскими. Сторонники    христианской    указывают    на известные христианские  символы  -  рыбы,  голуби  и т.д.  С

другой стороны,  ученые-искусствоведы указывают  на  типично античную технику   мозаики.   Это  слияние,  эта  внутренняя непрерывность выживания сокровищ античной истории вплоть  до древнерусской культуры  очень важно.  Ведь "Сказание о Елене

Прекрасной", "Сказание  об  Ахилле  Премудром",   знаменитая

"Повесть о   Варлааме   и   Асафе"  составляли  круг  чтения древнерусских людей.  Благодаря усилиям ..........  школы  в

Армении многие  греческие  произведения  были  переведены на армянский язык и вошли в круг чтения армянского народа.  Так что значение   греческой   культуры   не   исчерпывается  ее исторической ролью.

Греческий мир,  разделенный  распрями  и соперничеством полисов, уже разлагающихся, невольно, на первый взгляд (а на самом деле  промыслительно)  подходит  к  Македонской эпохе.

Связано это с  возвышением  македонских  династий,  с  царем

Филиппом Македонским,   а   впоследствии   -   с  его  сыном

Александром, получившим     прозвище     Великого     (Мегас

Александрос). В современных греческих песнях, которые до сих пор сохранили  этот  образ  одного   из   величайших   людей греческого прошлого, он так и называется - Мегалександрос.

Любопытно, что   греки,   как   современные,   так    и средневековые, никогда не разделяли Македонию и Грецию. Если