Вслед за чернофигурной техникой приходит краснофигурная техника - конец 6 - 5 век. Она состоит в том, что при обжиге вазы черным лаком не покрываются те места, на которых должны быть фигуры, поэтому они остаются красными. Это было вызвано необходимостью экономить лак, а с другой стороны, необходимостью изобразить большое количество фигур и достичь наибольшей тонкости в их изображении. Для того чтобы делать такие сосуды, нужны были мастерские, а с их развитием развивались и ремесленники, и все искусство в целом.
Храмовое строительство тоже было очень важным аспектом греческого искусства. Уже в 7 веке формируются два типа храмов, т.е. ордеров (ордер бывает дорический и ионический). Ордер - это понятие комплексное. Наличие определенного типа колонн, капителий, устройство фронтона - все имело значение для принадлежности к ордеру.
Храмы украшались внизу, под фронтоном, полурельефными изображениями каких-то композиций. Например, на афинском Парфеноне изображены юноши, которые ведут коней.
12.04.94.
Л Е К Ц И Я 20
На предыдущей лекции мы говорили о греческой культуре.
Последнее, что нужно сказать по этому вопросу, это то, что греческая культура не исчерпывается теми краткими экскурсами, которые я вам предложил. Конечно, она шире, глубже и в известной степени гораздо менее описана, менее понятна нам. Но мы можем говорить о ней, учитывая, что именно греческая культура стала одной из центральных составляющих византийской культуры. Многие поколения общественных и церковных византийских деятелей воспитывались на Гомере, на произведениях мыслителей древности - Платона,
Аристотеля. То есть культурный византиец обязательно владел богатством античной образованности. Если говорить о церовном пении, о византийской музыке, то своими корнями она тоже связана с древней античной музыкой. Что касается живописи, глиптики (мелких структурных форм), других видов искусства, они тоже находятся в некотором отношении с античными достижениями: некоторые связаны с ними напрямую, некоторые так или иначе перекликаются. Например, знаменитый принцип хиазма (принцип скульптурной компорзиции, при соблюдении которого ноги и плечи находятся в разных плоскостях) и другие принципы нашли отражение в христианском искусстве.
Известные мозаики из Дафны (предместье Антиохии), в атрибуции которых археологи затрудняются (некоторые считают, что они сделаны языческими мастерами, а другие - что христианскими. Сторонники христианской указывают на известные христианские символы - рыбы, голуби и т.д. С
другой стороны, ученые-искусствоведы указывают на типично античную технику мозаики. Это слияние, эта внутренняя непрерывность выживания сокровищ античной истории вплоть до древнерусской культуры очень важно. Ведь "Сказание о Елене
Прекрасной", "Сказание об Ахилле Премудром", знаменитая
"Повесть о Варлааме и Асафе" составляли круг чтения древнерусских людей. Благодаря усилиям .......... школы в
Армении многие греческие произведения были переведены на армянский язык и вошли в круг чтения армянского народа. Так что значение греческой культуры не исчерпывается ее исторической ролью.
Греческий мир, разделенный распрями и соперничеством полисов, уже разлагающихся, невольно, на первый взгляд (а на самом деле промыслительно) подходит к Македонской эпохе.
Связано это с возвышением македонских династий, с царем
Филиппом Македонским, а впоследствии - с его сыном
Александром, получившим прозвище Великого (Мегас
Александрос). В современных греческих песнях, которые до сих пор сохранили этот образ одного из величайших людей греческого прошлого, он так и называется - Мегалександрос.
Любопытно, что греки, как современные, так и средневековые, никогда не разделяли Македонию и Грецию. Если
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.