История древней Греции в "темные века" и в архаический период, страница 4

Когда мы  переходим  к культурной сфере,  несмотря на то, что стиль геометрический вазописи на самом деле не так  прост, как кажется, мы замечаем очень важную черту: письменность, существовавшая в микенский период,  полностью утрачена. Не хочу, чтобы  вы  думали,  что вообще никакого письма не было,  в это время зарождалось алфавитное письмо,  греки как  бы  пробовали приспособить потихоньку  финикийское  алфавитное письмо.  Но у

Гомера, например,  во всех его произведениях, а это два огромных тома,  ни  разу  нет упоминания о каком-либо виде письменности либо о письменных документах.

Как появляется поэзия?  Ее носят в голове своей так называемые певцы аэды,  это сказители,  нечто вроде нашего  вещего

Баяна. В  9  песне "Одиссеи" один из таких певцов поет на пиру знаменитую песню о семейных интригах богов.

В общественной  жизни  большую роль играют так называемые семейные объединения - филы и фратрии.  Все люди  должны  были принадлежать к  определенным структурам демоса.  Он делился на некие ячейки - филы и фратрии,  к которым должен был принадлежать каждый  человек.  Он  делился  на  филы  в зависимости от семьи, от гнезда семьи и  от  какого-то  объединения  не  профессионального, но относящегося к сфере родства.  Так или иначе, оба типа объединения родов были построены по строго семейному родовому принципу.

По филам и фратриям строится как ополчение во время походов и сражений, по филам и фратриям народ сходится на народное собрание, когда нужно обсудить какой-нибудь важный вопрос. Более того,  человек, не принадлежащий к филе и фратрии, автоматически становится изгоем,  деклассированым элементам,  его не защищает никакой закон.

Что касается юридической стороны,  то как правило она ограничивалась обычным правом. Никаких фактически кодифицированных законов не было.  Если на древнем Востоке уже  во  времена

Хаммурапи составлялись  кодифицированные  законы,  стоящие  на уровне более высоком,  чем обычное право,  то здесь до сих пор правит обычай  кровной  мести,  в  частности  человек мстит не только людям за убийство своих близких, но и животным, предметам и т.п.  Скажем, из-а того, что дерево упало и задавило его отца, один из героев срубает дерево и сжигает его.

Я хотел  бы  прочитать  вам отрывок из 18 песни "Илиады", где поэт описывает щит Ахилла, на котором изображена одна сцена, которая живописует пеню, или откуп за убийство, потому что убийца, если он был достаточно богат,  мог откупаться от родичей убитого.

"Далее много народу толпится на торжище.  Шумный спор там поднялся. Спорили  два  человека о пене - мзде за убийство.  И

клялся один,  объявляя народу, будто он все заплатил, а другой отрекался в приеме. Оба решились представить свидетелей, тяжбу их кончить.  Граждане  ........своему  доброхотствуя   каждый.

Вестники .....  и  крик  укрощают,  а старцы градские молча на тесаных камнях сидят средь священного круга.  Скипетры в  руки приемлют от  вестников  многоголосых,  с ними встают и один за другим свой суд произностя. В круге пред ними лежат два таланта чистого злата - мзда для того, кто из них справедливое право докажет".

Здесь, несмотря на столь возвышенный слог, богатый славянизмами в переводе Гнедича,  видим довольно примитивное народное собрание со старейшинами,  с знаменитым священным кругом то, что до сих пор можно увидеть у каких-нибудь .......  народов. Два  таланта чистого злата.  Действительно,  существовало некое подобие денег,  но в строгом смысле слова чеканки  монет не было,  в  то  время как в крупных царствах древнего Востока давно чекнили свою монету.  Монетная чеканка была заимствована греками у лидийцев гораздо позднее - в 8 веке. Это чистое злато было просто кусками  металла,  как  когда-то  и  уголь  был куском серебра.

Несмотря на все убожество по сравнению с Востоком, мы замечаем некоторые  весьма  интересные  явления.  Поражает нечто вроде замирания жизни - при том,  что ведутся войны,  вся  эта система представляет собой инерцию, инертное состояние покоя...