История древней Греции в "темные века" и в архаический период, страница 35

В этой афинско-делосской симмахии Афины постепенно  овладели гегемонией. Здесь были две категории участников. Первая полноправные члены симмахии,  те,  кто выставлял суда.  Вторая категория - так называемые податные,  те, кто платил налог, но не строил сам суда.  Например,  маленькие острова, входившие в симмахию,  естественно,  не имели ни верфей, ни работников, ни средств и налаженной системы производства.  Им было проще платить налог  (форос),  который делал их участниками союза и гарантировал защиту со стороны других  членов  союза  в  случае, если на них нападут персы.

После смерти Фемистокла,  который очень разумно рассчитывал тактику  по  отношению  к  союзникам (он никогда не шел на прямые конфликты,  а в случае возникновения трений всегда улаживал дело миром), ситуация стала несколько другой. Афины стали постоянно увеличивать налог на тех,  кто платил форос.  Те, кто выставлял корабли, должны были платить больше, в результате чего возникла некая дистанция - часть полисов начала постепенно искать себе крупного союзника. Таким союзником была давняя соперница Афин Спарта.

Ситуация осложнялась   еще   и   тем,  что  в  это  время персидские цари, получившие довольно серьезный урок в 70-х годах, во  время греко-персидских войн,  больше уже не воевали с греками. Наоборот,  они стремились как бы играть роль  третьей силы в борьбе между Афинами и Спартой,  которая постепенно нарастала. Персидская держава контролировала всю Малую  Азию,  а проливы оставались проходимыми для греческих судов по условиям

Каллиева мира, но контроль принадлежал персам. Поэтому в Малой

Азии, в частности в принадлежавших персам городах,  они проводили очень тонкую политику:  пригревали  тех,  кого  изгоняли, скажем, из Афин. Это были либо те, кого изгоняли по подозрению в тиранических наклонностях,  т.е. в стремлении захватить единоличную власть,  либо те,  кто казался слишком неудобным, как

Фемистокл.

Об истинных  причинах  изгнания Фемистокла судить трудно.

Формально причиной послужило то,  что он вступил в сообщение с царем Македонии, который был настроен проперсидски. Иными словами, его обвинили в том,  что  он  собирался  предать  греков персам. Зная  Фемистокла  тех  времен,  поверить в это трудно.

Сначала он скрывается,  потом его вынуждают бежать к  тем,  на борьбе с  кем  он  построил  свою  политическую  карьеру,  - к персам. И те несмотря на то,  что именно благодаря  Фемистоклу их флот на Саломине потерпел поражение и из-за этого персам не удалось взять Грецию,  все-таки Артаксеркс пригрел Фемистокла, как и многих других изгнанников, и сделал его правителем одного из городов Малой Азии.

Тем временем  в  Афинах благодаря талантливому полководцу

Кимону, олному из крупных деятелей аристократической олигархической партии,  была  осуществлена удачная кампания во Фракии.

Впоследствии именно благодаря Кимону Афины еще более  упрочили свое внешнеполитическое положение.

Афинская аристократия,  типичным  представителем  которой был Кимон, была настроена проспартански. Это объяснялось древними традициями уважения перед  строгой  военной  дисциплиной, которая царила в Спарте, и определенной модой на Спарту. Кимон сдерживал антиспартанские настроения в Афинах,  будучи стратегом.

Вслед за тем переменчивая судьба довела Кимона до  изгнания из  Афин  по обвинению в проперсидских настроениях.  После этого фактически ослаб эффект аристократической олигархической реформы. Наступает второе классическое время афинской демократии, которое считается продолжением первого, но на самом деле, как мы сейчас увидим,  здесь существует большая разница. Недаром Фукидид,  описывавший демократию  при  Перикле,  следующем крупном демократическом деятеле, говорит, что хотя это и называлось демократией, но это было господством одного человека.

Как только  удалось  изгнать  Кимона остракизмом из Афин, крупный деятель и интересный политик Эфиальт и его друг Перикл провели очень важную реформу Ареопага.  Если вы помните, Ареопаг в древности,  во времена Афин, занимался политическими делами и вопросами, связанными с религиозными преступлениями. Но его совет был органом, полностью контролируемым аристократией.