Маркетинг в отраслях и сферах деятельности. Основные характеристики промышленных рынков, страница 43

Промышленные дистрибьюторы

Вне зависимости от того, использует ли фирма свой собственный торговый персонал или использует представителей производителя, чтобы обеспечить охват рынка, существует ряд маркетинговых функций, которые необходимо выполнять и которые не могут быть выполнены ни торговым представителем, ни представителем продавца. Очень часто эти функции выполняет промышленный дистрибьютор.

Промышленный дистрибьютор – это особый тип промежуточного продавца, который продает товар преимущественно производителям. Он складирует продукцию, которую он продает, имеет, по крайней мере, одного внешнего торгового представителя, а также внутренний персонал для продаж по телефону и/или в офисе, а также выполняет широкую гамму функций внутри канала сбыта, включая контакты с клиентами, кредитование, складирование, доставку и обеспечение полного ассортимента продукции. Продукция на складе может быть следующего рода: товары для Обслуживания, Ремонта и Эксплуатации (ОРЭ), а также товары категории Оригинальное Оборудование Производителя (ООП), такие как крепежные элементы; компоненты передачи электроэнергии; компоненты передачи гидравлической энергии; мелкие резиновые части, которые являются частью конечного продукта производителя; оборудование, используемое при работе, такое как ручные инструменты, электроинструменты, конвейеры; оборудование, используемое для переработки сырья и полуфабрикатов в конечный продукт.

Имеется три типа промышленных дистрибьюторов. Дистрибьюторы широкого профиля или компании по поставкам для промышленности имеют в наличии широкий спектр товаров. Их иногда называют «супермаркетами» для промышленности. Специализированные фирмы имеют узкую гамму родственных товаров, таких как контакты, оборудование для передачи энергии и расходные материалы, или абразивы и режущий инструмент. Разница между этими двумя типами в последние годы была стерта из-за усиления тенденции создания специализированных отделов в компаниях-дистрибьюторах общего ассортимента. Менее распространенной является тенденция расширения спектра предлагаемых продуктов специализированными фирмами, чтобы предоставить более полную гамму услуг клиентам. Например, некоторые специалисты по поставкам контактов, переходят в более широкое поле деятельности и предлагают ассортимент товаров для передачи энергии. Третий тип промышленного дистрибьютора, комбинированная фирма, является либо специализированной и широкопрофильной одновременно, или участвует также в других видах оптовой торговли одновременно с дистрибьюторской деятельностью в промышленности. Примером может служить дистрибьютор электротоваров, который продает продукцию как розничной торговле и организациям, так и строительным и производственным организациям. Специализированные и комбинированные фирмы, как правило, являются более прибыльными, чем широкопрофильные.

Большинство компаний, выходящих на рынок через дистрибуцию, чувствуют необходимость использовать некую комбинацию широкопрофильных и специализированных фирм. Как правило, широкопрофильные дистрибьюторы являются более крупными компаниями, чем специализированные, они имеют большие склады, хотя  в отдельных случаях наблюдается обратная ситуация, некоторые специализированные дистрибьюторские компании являются очень крупными.

Промежуточные продавцы, продающие вместе с готовыми продуктами собственные решения

Относительно недавним феноменом являются промежуточные продавцы, продающие вместе с готовой продукцией собственные решения, или «value added resellers» (VAR). Они особенно распространены на компьютерном рынке и рынке информационных технологий. Предшественники VAR работали в сферах, где последняя доводка физической формы продукта производилась дистрибьюторами. Например, дистрибьютор металлов мог резать, изгибать и сваривать полуфабрикат для придания ему конечной формы, а также осуществлять сборку. Дистрибьютор электрического оборудования мог комбинировать средства измерений, помпы, вентили и контроллеры для создания систем контроля гидравлики.