Формирование цен на продукцию промышленного назначения имеет ряд особенностей по следующим причинам:
1) полезность продукции для покупателя обычно можно оценить количественно на основе фунциональных параметров, фиксируемых в технической документации;
2) некоторые виды продукции используются длительное время, и потому для покупателя важна не только величина цены, но и последующие затраты по использованию данной продукции, т. е. суммарные затраты за весь период эксплуатации;
3) спрос на рынке данной продукции определяется конъюнктурой на рынках товаров, для изготовления которых используется продукция промышленного назначения.
Продукция промышленного назначения в обеспечении деятельности фирм-покупателей может приобретаться:
1) для изготовления на ее основе конечной продукции;
2) для обеспечения условий производственной деятельности;
3) для формирования производственного капитала.
Затраты, связанные с использованием продукции первой категории, непосредственно входят в состав прямых переменных затрат. А потому чувствительность фирм-покупателей к ценам такой продукции наивысшая, так как любое повышение цены покупных ресурсов порождает рост затрат на выпуск их собственных изделий.
Наиболее существенным отличием процесса формирования цен на продукцию производственно-технического назначения является то, что ее полезность может быть выражена через четко определяемые количественные параметры и эти параметры сознательно исследуются специалистами по закупкам вплоть до проведения формализованных расчетов. В этой связи, аналогичный подход должны воспринять и специалисты по ценообразованию фирм-продавцов, формируя цены на продукцию своих фирм на основе тщательного соизмерения с параметрами продукции.
Затратный подход к ценообразованию обладает принципиальным недостатком, поскольку во многих случаях величину удельных затрат, которая и должна стать основой цены при этом подходе, невозможно определить до того, как цена будет установлена. Зачастую, уровень цены определяет возможный объем продаж и соответственно — возможный объем производства, от которого прямо зависит величина удельных затрат на производство единицы продукции. Отказ от затратного ценообразования дается менеджерам компаний нелегко, поскольку реально он требует определения их позиции по вопросу о цене еще до начала инвестирования в производство. На отечественных предприятиях проект нового изделия поступает к технологам, а от них — в экономический отдел, который рассчитывает общую сумму требуемых инвестиций. На этом же этапе определяется и цена, которая должна обеспечить возмещение затрат, а менеджерам по маркетингу поручают организовать продажи, убедив покупателей, что запрашиваемая цена соответствует качеству. Если результаты оказываются малоутешительными, то руководство пытается спасти ситуацию за счет премирования покупателей скидками за то, что те воздерживаются от покупки предлагаемой продукции. В этих условиях возникает ситуация, которая называется рынком покупателей, когда именно они добиваются от продавцов все больших скидок.
Ценностное ценообразование — установление цен таким образом, чтобы это обеспечивало фирме получение большей прибыли за счет достижения выгодного для нее соотношения “ценность/затраты”. Активное ценообразование позволяет избежать серьезного порока затратного ценообразования — установления слишком высоких цен на рынках с ухудшающейся конъюнктурой или слишком низких цен на рынках с растущим спросом. Ценностный подход в ценообразовании отвергается, как правило, под предлогом непрактичности и ошибок в определении экономической ценности товара.
С позиций экономической науки ценность определяется как общая экономия или удовлетворение, получаемые потребителем в результате утилизации приобретенного им блага. В сфере ценообразования эта категория трактуется как оценка желанности блага, которая — в денежном выражении — превышает цену этого блага. У такой ценности есть реальная основа измерения. Под общей экономической ценностью товара понимается цена лучшего из доступных покупателю альтернативных товаров (далее цена безразличия) плюс ценность для него тех свойств товара, которые отличают его от этой лучшей альтернативы (ценность отличий) (Липсиц И.В. Коммерческое ценообразование: Учебник. – М.: Издательство БЕК). Тогда величина экономической ценности будет формироваться так, как это показано на рис. 1.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.