Затратный подход к ценообразованию, на первый взгляд, является надежным. Затратный подход к ценообразованию — метод ценообразования, принимающий в качестве отправной точки фактические затраты фирмы на производство и организацию сбыта товаров.
На самом деле этот подход обладает существенными недостатками:
1. Этот подход не берет во внимание покупателя и не ставит перед собой целью понять, какую сумму будет готов потратить покупатель за товар при определенном уровне качества и сервиса.
2. Этот подход не берет во внимание альтернативные предложения конкурентов для того же целевого рынка.
3. Во многих случаях величину удельных затрат на единицу продукции, которая и должна стать основой цены при этом подходе, невозможно определить до того, как цена будет установлена.
При рыночной организации сбыта продукции уровень цены определяет возможный объем продаж и соответственно — возможный масштаб производства, от которого прямо зависит величина удельных затрат на производство единицы продукции.
Методы затратного ценообразования
Если затратное ценообразование является общепринятым в данной отрасли, то менеджеры действующей в ней фирмы не считают нужным осваивать иные подходы к обоснованию цен, зная, что лидеры рынка тоже идут от затрат и наценки. Это характерно пока для большинства отраслей российской экономики. Что касается цен на импортную продукцию, то они воспринимаются как данность.
Затратное ценообразование воспринимается менеджерами фирм как наиболее обоснованное и справедливое, поскольку в основе затратного ценообразования лежит вполне разумная для повседневного мышления идея о том, что честный производитель должен иметь возможность возместить свои затраты и получить нормальную прибыль в виде вознаграждения за свои усилия.
К методами затратного ценообразования относят:
1. floor pricing (based on desired margin or return on investment)
2. cost-plus pricing
3. penetration pricing
4. low-cost leader pricing
и другие.
Основой формирования уровня норматива рентабельности является потребность компании в прибыли как: 1) в основе финансирования ее развития; 2) в источнике средств для удовлетворения требований владельцев капитала.
В качестве наиболее объективной отправной точки для определения норматива рентабельности к затратам выступает необходимый фирме уровень рентабельности капитала.
Рентабельность капитала — отношение валовой прибыли фирмы к общей стоимости ее активов. Величина рентабельности капитала зависит от оборачиваемости активов и прибыльности продаж.
Оборачиваемость активов — величина выручки от продаж, полученная в течение отчетного периода в расчете на единицу стоимости всех активов фирмы.
где TR — оборачиваемость активов, руб. (turnover rate); SR — выручка от продаж, руб. (sales revenue); ТА — общая стоимость активов, руб. (total assets).
Показатель прибыльности (рентабельности) продаж характеризует иной аспект деятельности компании: долю полученной ею валовой прибыли в общей величине выручки от продаж:
где РМ — прибыльность продаж, % (profit margin); S — выручка от продаж, руб.; ТС — общие затраты, руб. (total costs) .
Таким образом, перемножение величин оборачиваемости активов и прибыльности продаж дает величину фактической рентабельности капитала компании.
На этой основе зависимости между нормативными уровнями исследуемых показателей выглядят следующим образом. Руководство компании задает целевой (нормативный) уровень рентабельности капитала. Поскольку величина активов фирмы известна, реально задается и общая масса прибыли, которая может обеспечить достижение такой рентабельности. Она будет равна произведению норматива на общую стоимость активов. Следовательно, формулу расчета прибыльности продаж РМ можно записать следующим образом:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.