Повреждения позвоночника: Учебное пособие, страница 8

От растяжения. В зарубежной литературе все чаще стали по­являться сообщения о травмах, возникающих в результате приме­нения ремней безопасности в условиях внезапного резкого тормо­жения при значительных скоростях или при столкновении автомоби­лей. Авторы указывают, что большинство телесных травм ( до 70%) возникает на персональном транспорте у пассажиров, сидящих ря­дом с водителем, по причине неправильного, т. е. слабого закрепле­ния ремней безопасности. В этих случаях между туловищем и ремнем легко проходит ладонь. Правильно прикрепленный широкий ремень предохраняет от тяжелых черепно-мозговых травм и телес­ных повреждений, уменьшает число смертных случаев, множествен­ных и сочетанных травм в 10 раз (Huelke, Mackay). При указан­ных повреждениях Carret et Braunstein в 1961 г. сообщили о так называемом синдроме ремней безопасности, возникающих у постра­давших при столкновении автомобилей. Он развивается при сочетанной травме—внутрибрюшная травма, травма позвоночника и тазового пояса. При пользовании ремнем, крепящимся па бедрах, верхняя часть туловища пассажира остается свободной, так что при толчке оно резко наклоняется вперед и возникает травма шей­ного отдела позвоночника, а от удара головой—черепно-мозговая травма. В случаях свободного крепления ремней на туловище возни­кают тяжелые травмы грудной клетки, надплечья, черепно-мозговая, брюшная травма, шок. В случаях применения ремня и неправиль­ного его крепления вокруг таза у пострадавших диагностировали абдоминальные травмы (разрыв сигмовидной кишки, мышц желуд­ка) и повреждения поясничного отдела позвоночника. Они проис­ходят потому, что туловище сидящего в автомобиле человека, фиксированное к сидению привязными ремнями, по инерции про­должает двигаться вперед. При этом, нижняя часть туловища остается  в первоначальном положении, а верхняя устремляется кпереди и кверху. Происходит растяжение поясничного отдела по­звоночника и его сгибание. Возникает экстензионный вывих в поясничном отделе от перерастяжения с разрывом межпозвоноч­ного диска, передней, задней продольных связок, всех структур заднего связочного комплекса и конского хвоста. Возможен и переломо-вывих в грудопоясничном отделе позвоночника, вследствие флексии иротации туловища из-за чрезмерного насилия на одно из надплечий. Нам представляется целесообразным прислушаться к замечаниям авторов, что для предупреждения синдрома ремней безопасности («seat belt syndrom») необходимо их крепление на три точки. Он должен проходить через плечо и грудную клетку к тазу. Второй ремень должен проходить через бедра, под гребнем под­вздошной кости и прочно фиксировать таз, соединяться с ремнем, проходящим через плечо и фиксироваться пряжкой, позволяющей изменять его длину.

ГЛАВА 3

КЛАССИФИКАЦИЯ ПОВРЕЖДЕНИЙ ПОЗВОНОЧНИКА И ОФОРМЛЕНИЕ ДИАГНОЗА

Травма позвоночника очень разнообразна—от небольшой до сложных переломо-вывихов с тяжелыми повреждениями спинного мозга. В связи с этим современные представления о повреждениях позвоночника и накопленные в этой области знания, по мнению профессора Я. Л. Цивьяна, не дают права врачу-травматологу ог­раничиваться диагнозом «перелом позвоночника», «компрессионный перелом позвоночника» или «переломо-вывих позвоночника». Не раскрывает полной картины н добавление «осложненное» или «не осложненное» повреждение. Наиболее полно охватывает встречаю­щиеся в жизни клинические формы повреждении грудного и поясничного отделов позвоночника классификация, предложенная Я. Л. Цивьяном в 1971 году. Она представлена следующими ви­дами повреждений позвоночника:

1. Стабильные повреждения.

А. Задние отделы позвоночники.

1. Изолированный разрыв надостистой связки.

2. Изолированный разрыв межостистой связки.

3. Разрыв меж- и надостистой связок.

4.Изолированный перелом остистого отростка (отростков) со смещением.

5.Изолированный перелом остистого отростка (отростков)без смещения.

6.Изолированный перелом поперечного отростка (отростков)со смещением.

7.Изолированный перелом суставного отростка (отростков) без смещения.