От растяжения. В зарубежной литературе все чаще стали появляться сообщения о травмах, возникающих в результате применения ремней безопасности в условиях внезапного резкого торможения при значительных скоростях или при столкновении автомобилей. Авторы указывают, что большинство телесных травм ( до 70%) возникает на персональном транспорте у пассажиров, сидящих рядом с водителем, по причине неправильного, т. е. слабого закрепления ремней безопасности. В этих случаях между туловищем и ремнем легко проходит ладонь. Правильно прикрепленный широкий ремень предохраняет от тяжелых черепно-мозговых травм и телесных повреждений, уменьшает число смертных случаев, множественных и сочетанных травм в 10 раз (Huelke, Mackay). При указанных повреждениях Carret et Braunstein в 1961 г. сообщили о так называемом синдроме ремней безопасности, возникающих у пострадавших при столкновении автомобилей. Он развивается при сочетанной травме—внутрибрюшная травма, травма позвоночника и тазового пояса. При пользовании ремнем, крепящимся па бедрах, верхняя часть туловища пассажира остается свободной, так что при толчке оно резко наклоняется вперед и возникает травма шейного отдела позвоночника, а от удара головой—черепно-мозговая травма. В случаях свободного крепления ремней на туловище возникают тяжелые травмы грудной клетки, надплечья, черепно-мозговая, брюшная травма, шок. В случаях применения ремня и неправильного его крепления вокруг таза у пострадавших диагностировали абдоминальные травмы (разрыв сигмовидной кишки, мышц желудка) и повреждения поясничного отдела позвоночника. Они происходят потому, что туловище сидящего в автомобиле человека, фиксированное к сидению привязными ремнями, по инерции продолжает двигаться вперед. При этом, нижняя часть туловища остается в первоначальном положении, а верхняя устремляется кпереди и кверху. Происходит растяжение поясничного отдела позвоночника и его сгибание. Возникает экстензионный вывих в поясничном отделе от перерастяжения с разрывом межпозвоночного диска, передней, задней продольных связок, всех структур заднего связочного комплекса и конского хвоста. Возможен и переломо-вывих в грудопоясничном отделе позвоночника, вследствие флексии иротации туловища из-за чрезмерного насилия на одно из надплечий. Нам представляется целесообразным прислушаться к замечаниям авторов, что для предупреждения синдрома ремней безопасности («seat belt syndrom») необходимо их крепление на три точки. Он должен проходить через плечо и грудную клетку к тазу. Второй ремень должен проходить через бедра, под гребнем подвздошной кости и прочно фиксировать таз, соединяться с ремнем, проходящим через плечо и фиксироваться пряжкой, позволяющей изменять его длину.
КЛАССИФИКАЦИЯ ПОВРЕЖДЕНИЙ ПОЗВОНОЧНИКА И ОФОРМЛЕНИЕ ДИАГНОЗА
Травма позвоночника очень разнообразна—от небольшой до сложных переломо-вывихов с тяжелыми повреждениями спинного мозга. В связи с этим современные представления о повреждениях позвоночника и накопленные в этой области знания, по мнению профессора Я. Л. Цивьяна, не дают права врачу-травматологу ограничиваться диагнозом «перелом позвоночника», «компрессионный перелом позвоночника» или «переломо-вывих позвоночника». Не раскрывает полной картины н добавление «осложненное» или «не осложненное» повреждение. Наиболее полно охватывает встречающиеся в жизни клинические формы повреждении грудного и поясничного отделов позвоночника классификация, предложенная Я. Л. Цивьяном в 1971 году. Она представлена следующими видами повреждений позвоночника:
1. Стабильные повреждения.
А. Задние отделы позвоночники.
1. Изолированный разрыв надостистой связки.
2. Изолированный разрыв межостистой связки.
3. Разрыв меж- и надостистой связок.
4.Изолированный перелом остистого отростка (отростков) со смещением.
5.Изолированный перелом остистого отростка (отростков)без смещения.
6.Изолированный перелом поперечного отростка (отростков)со смещением.
7.Изолированный перелом суставного отростка (отростков) без смещения.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.