Развитие личности ребенка: проблемы, решения, поиск (Материалы российско-американской научно-практической конференции), страница 7

Включенность психолога в судьбу ребенка, заинтересованность его проблемами, правильное (психологически обоснованное) поведение с ребенком позволяет перейти на следующий этап реабилитации.

Вместе с ребенком психолог устанавливает какое из звеньев структуры самосознания у него депривируется ("Тебя не называют по имени, а зовут прозвищем", "Тебя постоянно дразнят...", "Ты хочешь быть успешным (признанным, принятым и др.), но у тебя не получается...", "Ты огорчен (переживаешь, в отчаянии и др.) своим прошлым...", "Ты тревожен (боишься и др.) из-за твоих проблем сегодня...", "Ты тревожишься (боишься и др.) за свое будущее..." и т.д.). Здесь нет второстепенных звеньев. Важно поднять чувство самоуважения и поддержать ребенка в его притязании на признание ("Я — хороший"). Неизменно значимо чувство принадлежности к своему полу и своей состоятельности в этой сфере ("Я — мальчик, мужчина" или "Я — девочка, женщина"). Самооценка зависит также от психологического бытия личности во времени, которое является пространством развития индивидуальности. Прошлое, настоящее и будущее личное! и одинаково значимы для ее нормального самочувствия. Бытие личности, обладающей правами и обязанностями, среди людей также имеет принципиальное значение для того, как ощущает себя человек.

Работая вместе с ребенком, психолог выявляет депривируемые звенья самосознания и анализирует с ним причины его проблем.

Очень важно поддержать ребенка эмоционально. Для этого нужно создать условия эмоционального сопровождения: обучить читать чужие эмоции, создать условия эмоциональной поддержки и формирования ценностного отношения к себе.

Мы разработали и запатентовали специальные игрушки, которые представляют собой куклы для эмоциональной рефлексии. Это одна и та же кукла девочка (или мальчик), но с разными выражениями лица: спокойное, улыбающееся, злое, агрессивное, испуганное. Мы учим детей из детского дома читать эмоциональные состояния, типичные для людей. Надо обратить ваше внимание на то, что детям нравится работать с этими куклами.

Эти куклы эмоциональной рефлексии продвигают детей; они начинают видеть, что людям присуши разные эмоции и эти эмоции можно читать.

Если в семье ребенку постоянно демонстрируют разные выражения лица в общении и обсуждают значение выражений эмоций, то в детских учреждениях совсем другого типа отношения. Конечно, воспитатель — живой человек. Он улыбается, сердится и прочее, но он не успевает фиксировать внимание ребенка на выражение эмоций в их глубинном значении; не считает нужным обсуждать с детьми чувства и их внешнее выражение. Он просто непосредственно проявляет себя. Поэтому мы должны специально учить детей читать эмоции, а воспитателей учить обсуждать эмоции и их выражения с детьми. Увы, в российской культуре это не принято. Есть другие культуры, где принято обсуждать свои состояния. И это правильно. Я думаю, что в подготовку и переподготовку воспитателей обязательно нужно включать занятия по эмоциональной рефлексии и идентификации.

Для малышей (дошкольники и младшие школьники) мы применяем метод идентификации с куклой (или любимым зверюшкой). Кукла или мягкая зверюшка могут стать для ребенка объектом эмоционального общения. Для этого каждый ребенок уже в раннем возрасте должен иметь свою собственную игрушку, как это бывает у каждого ребенка в семье. Каждого ребенка индивидуально психолог учит проявлять заботу о своей игрушке, покровительствовать ей, сопереживать во всех ее игрушечно-кукольных перипетиях, которые специально изобретаются именно для этого ребенка. Ребенка надо научить эмоциональному отождествлению с тем духовным началом, которое вкладывается в данную игрушку и которое индивидуализирует ее.