Развитие личности ребенка: проблемы, решения, поиск (Материалы российско-американской научно-практической конференции), страница 41


ХИЛЬКО А. А.

зав. лабораторией Университета семьи и ребенка имени Валенбурга

Комплексное исследование проблем семьи и ребенка

Не случайно название нашего университета — Международный университет семьи и ребенка. Я считаю, что только в таком единстве должны решаться все вопросы детства. И наверное, мы сможем сказать, что мы добились своей цели только тогда, когда у нас в России не останется ни одного детского дома и интерната. Я думаю, что это очень далекая перспектива. Но, вероятно, только тогда мы сможем сказать, что у наших детей счастливое детство, что мы всегда ставили во главу угла, но, к сожалению, добиться этого не удалось.

Сейчас наш университет взялся за очень большую программу, которая называется "Здоровый ребенок". Здоровый физически, здоровый нравственно, духовно. И я надеюсь, что с помощью наших практиков, наших научных кадров и администраторов эту программу мы все вместе решим.

Возможность выполнить такую большую работу за небольшой период нашего существования произошло только потому, что в Санкт-Петербурге в очень тесном сотрудничестве работают практики, наука и управленцы, и вот это и является результатом нашей работы.

Мне бы хотелось поставить вопрос о подготовке кадров для специальных учреждений. У нас уже готов первый вариант учебного плана. Я считаю, и одна из основных задач, один из принципов работы нашего университета — это вариативность и многоплановость. Поэтому мы составляем и предлагаем для внедрения совершенно разные уровни подготовки кадров в специальных учебных учреждениях в зависимости от их возможностей, в зависимости от контингента детей, преподавателей и воспитателей, которые есть в этих учреждениях. Я считаю принципиально неверной существующую систему переподготовки педагогических кадров, когда мы собираем либо учителей по труду, либо собираем воспитателей, либо социальных работников и говорим им о том, с чем они профессионально знакомы, но не говорим им о том, и не учим их тому, с чем они профессионально не знакомы, но каждый день работают. Суть в том, что необходимо переориентировать и перестроить всю систему переподготовки кадров. И здесь неважно — воспитатель или учитель труда, но должны быть циклы, которые раскрывают клинические, психофизиологические особенности тех детей, с которыми всем педагогам приходится работать. И здесь неважно, учитель это по труду или воспитатель, но он должен знать психофизиологические, психические возможности тех детей, с которыми он работает.

Второй блок — это специальная психолого-педагогическая подготовка, потому что воспитанник детского дома с нормальным интеллектом отличается от воспитанника дома, у которого умственная отсталость, и значит совершенно разный подход к этим детям.

И, наконец, третий этап. Мне представляется, что должны быть научные, творческие лаборатории, обмен мнениями, сбор всего того материала, тех наработок, которые есть, по регионам и России в целом об опыте нашей работы. Тогда мы подняли огромные массы учительства, воспитателей, мы нашли просто бриллианты, изумительные работы, которые делают наши учителя и которые лежат невостребованными.

В связи с этим я хочу сказать, что возможны краткосрочные курсы повышения квалификации, возможны долгосрочные, то есть, годичные курсы повышения квалификации, а также мы совершенно переориентировали подготовку социального педагога. Мы представляем сейчас возможность получить такую специальность как социальный педагог-дефектолог, потому что это совершенно иное направление в подготовке социального педагога.