Развитие личности ребенка: проблемы, решения, поиск (Материалы российско-американской научно-практической конференции), страница 9

Исходя из этой насущной проблемы, мы разработали принципиально новые формы работы с детьми. Воспитатель не должен и не может обнимать каждого ребенка, прижимать к себе, как это делает он в семье. Во-первых, это большая энергетическая трата, непосильная человеку (ведь детей много), во-вторых, эти контакты могут внести сложные по скрытым смыслам отношения. Мы знаем, что в детских учреждениях иногда появляются взрослые, которые решают свои собственные проблемы, телесно общаясь с детьми (Я надеюсь, что меня здесь хороню понимают мои коллеги.) Мы разработали технику взаимодействия взрослого с детьми. Эта техника дает ребенку телесное ощущение, обогащает его, но в то же время это не формы телесного общения, которые происходят с детьми в семьях. Профессионалы должны иначе проявлять себя с детьми, чем в семьях. Работа с телом, кроме того, состоит из того, что психолог сообщает ребенку о его телесных достоинствах. При этом он не фальшивит: если стройный ребенок, ему сообщается, что он стройный, если сильный и крепкий — он слышит оценку с этой стороны. Если ребенок имеет очевидные дефекты, ему подтверждают эти дефекты, подсказывают, как с ними надо работать. В нашей культуре стало принято не замечать дефектов тела (отсутствие руки, последствия полиомиелита, врожденные уродства). Это не оказывает в действительности поддержки, а становится условием накопления напряжения. Главное — психолог учит ребенка любить свое тело таким, каково оно есть. И я уверена, что мы на правильном пути.

Я так много говорю о теле, потому что это актуально для человека. Тело — начало развития личности, потому что духовная личность помещается в теле. И то, как мы относимся к телу и как наша душа себя чувствует в этом теле, здорово оно или нет, определяет, как мы будем относиться к своему духовному началу.

Следующий этап коррекционной работы состоит в расширении ценностной сферы подростков: с уровня эгофиксированности, группового "мы" до уровня бытия общественных отношений людей, общих проблем человечества и жизненных перспектив, до уровня "мы" как представителя человеческого рода. Подростку объясняются: его собственная уникальность; необходимость освободиться от зависимости от прошлых стрессов; необходимость соотнести свои проблемы с таковыми у других; необходимость найти в себе силы и обрести уверенность в своем будущем; необходимость осознать, что его энергия и способности должны посвящаться служению на пользу других людей. С подростком проводятся доверительные беседы о суженном сознании обиженных судьбой людей (не только детей сирот и детей, лишенных родительского попечительства!), о том, что это усугубляет их неуспех среди других и их страдания. Мы стремимся разрушить нерезультативные стереотипы эмоциональных состояний, поведения, представления и тревожные ожидания будущего. Совместно с подростком мы конструируем его продуктивное будущее.

В этом случае мы вновь пользуемся техникой идентификации-обособления. Принцип техники идентификации уже представлен. Техника обособления состоит в выраженном обесценивании позиции, состояния подростка, если он не желает (или не может) из него выйти. Этот прием оказывается достаточно действенным, так как подросток эмоциональную идентификацию с ним психолога уже принимает как обязательную, сопровождающую их общение. Включенная в общение депривация реализации потребности в положительных эмоциях, провоцируемая выраженным отчуждением психолога создает некоторый стресс, который и оказывает на ребенка необходимое воздействие. Любое взаимодействие с психологом заканчивается идентификационными контактами, выводящими на взаимопонимание и выражаемую взрослым готовность к соучастию и продолжению доверительных свиданий (сопровождению).

Наш коллектив продуктивно трудится. Мы создаем все новые и новые программы.