Развитие личности ребенка: проблемы, решения, поиск (Материалы российско-американской научно-практической конференции), страница 14

Этот государственный доклад составляется прежде всего на основе материалов, которые направляются министерствами и ведомствами Российской Федерации, областными администрациями, а также на базе данных официальной статистки и тех научных разработок, которые имеются по этой проблематике, в частности и нашего института. В соответствии со структурой, утвержденной также правительственным решением, доклад включав в себя такие разделы. Права детей и основные нормативные акты в области социально-правовой защищенности детей, Уровень жизни и благосостояния детей, Охрана здоровья ребенка. Роль семьи в воспитании детей. Базовое образование и грамотность, Дети в особо трудных условиях. Это касается и несовершеннолетних правонарушителей, это касается и детей-сирот, детей-инвалидов, это касается детей — жертв различных мест межнациональных и вооруженных конфликтов, экологических катастроф. Сюда даже введено нами не только понятие, но мы его и описали — это новое понятие: дети-беженцы, дети-попрошайки, нищие, бездомные.

Дальше имеется в виду, что будет специальный раздел "Оценка, прогноз, рекомендации по улучшению обеспечения прав детей, их выживания, защите и пути развития". Считаю, что рассмотрение такого доклада в правительстве, его публичное обсуждение будут способствовать повороту национального самосознания в сторону проблем детства, формированию и осуществлению специального направления государственной социальной политики, в основе которой должна быть рассмотрена проблема детей как особой социально-демографической группы общества, обладающей специфическими потребностями и интересами, удовлетворение которых должно осуществляться в приоритетном порядке.

Для государственных деятелей, функционеров это имеет достаточно весомый нравственный компонент в том, что дети ведь не имею г избирательного голоса, они не могуч повлиять на ход избирательной кампании в ту или иную сторону Перед детской аудиторией совсем не обязательно излагать свою программу политикам.

Мы глубоко убеждены, что, если в стране сформируется государственная социальная политика в интересах детей, она будет подкреплена специальными социальными программами — федеральными, региональными, местными, целевыми или комплексными типа программы "Дети России", которая объявлена, по совсем не финансируется. И если будут приданы соответствующие службы по этим проблемам, имеющиеся по вер! икали, если будут подготовлены специальные социальные работники, если будут разработки вестись по этим направлениям, я думаю, тогда детский вопрос можно сдвинуть с места.

И последнее. Было объявлено, что я первый заместитель председателя Российского детского фонда. Я думаю, что в решении тех вопросов, которые были обозначены в моем выступлении, государство должно рассчитывать на социальное сотрудничество с общественностью, с общественными благотворительными организациями. В числе таких — Российский детский фонд.


Л.Б. ЕРМОЛАЕВА-ТОМИНА.

кандидат педагогических наук. доцент кафедры методики МПГУ, практический психолог

Формирование психической культуры у воспитанников детских домов и школ-интернатов

Большинство детей, посыпающих из детских домов в школы-интернаты, имеют диагноз ЗПР — задержка психического развития. Понятие психического развития, как правило, связывается с возрастной нормой в уровне созревания отдельных психических процессов, интеллектуальных и графических навыков, готовности к учебной деятельности и т.п. Вместе с тем психическая зрелость, культура не есть возрастной критерий. Бесконечное количество взрослых, до самого зрелого возраста (в том числе, к сожалению, и воспитатели, и педагоги) остаются по своему психическому развитию на уровне детей. Все хорошо знают и представляют себе показатели физической силы, физического совершенства, пользу физической культуры для формирования ловкости, выносливости, сопротивляемости болезням. То же касается и развития интеллекта, способности к обучению, усвоению знаний, умений, навыков. Критериям психического развития уделяется — ив теории, и в практике — значительно меньшее внимание. Оно относится к категории практически не изменяемых личностных и индивидуальных особенностей, связанных с эмоционально-волевой и потребностей сферой человека.