Развитие личности ребенка: проблемы, решения, поиск (Материалы российско-американской научно-практической конференции), страница 6

Дети детских домов развиваются в этом отношении крайне убого. Индивидуального прошлого они очень часто не имеют, потому что прошлое обычно дает ребенку семья. Ему говорят: "Когда ты был маленьким, то ты делал то-то и то-то", "Ты был смелым, ты был сообразительным". И он как бы включает в свою индивидуальную память истории, которые ему предоставили любящие его люди. Позже, запоминая события собственной жизни, он как бы сам формирует свое прошлое.

Мы выпустили книгу "Лишенные родительского попечительства". Она вышла в издательстве "Педагогика" в 1991 г. Там есть самоотчеты детей, подростков, юношей о прошлом. Они говорят: "Я ничего не помню", "Я помню только, как меня взяла чужая тетя, посадила в автобус и перевезла в этот детский дом". (Это как раз тот момент, когда перевозят из одного учреждения в другое.) И ребенок помнит свой ужас от того, что он потерял опору в жизни. Его личное воспоминание — это его страх. И никакой другой личной истории.

Я хочу вам сказать, что мы работаем с маленькими детьми, создавая мифы индивидуального прошлого каждого ребенка. Но мы не присочиняем, а на основе законов развития ребенка, детской психологии просто рассказываем, каким он был маленьким и что с ним происходило, потому что есть вещи, которые происходят с каждым ребенком. И тем самым мы обогащаем его индивидуальное прошлое.

Также мы работаем с индивидуальным настоящим и будущим. Психологическое время — очень важный момент в самосознании личности. С этим надо работать.

И, наконец, последнее звено самосознания — социальное пространство личности. Это нрава и обязанности, то, что нас ориентирует в жизни среди друг друга. Бытие в социальном пространстве обеспечивается нравственным чувством, которое резюмируется в житейских отношениях между людьми в слове "должен".

Права и обязанности — нераздельны. Они связаны друг с другом. Нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав. Дети и в семьях, и в учреждениях интернатного типа часто понятия не имеют об этой связи прав и обязанностей.

Наш коллектив специально готовит документы для подростков, пишет для них книги по правам и обязанностям. У нас есть специалисты, которые занимаются этой проблемой.

Права и обязанности в обществе соотносятся с законом. Однако каждое общество, каждая культура по-своему соотносит мораль прав и обязанностей, и мораль законна.

Дети в детских домах и интернатах, как особая общность, живут по групповому нравственному нормативу, минуя законы, ориентируясь на групповую совесть, поруку и пр. Здесь таятся очень глубокие проблемы для психологов и педагогов.

Для оказания психологической помощи детям, лишенным родительского попечительства, мы пользовались комплексом разнообразных методов. Назовем некоторые.

Метод идентификационной коррекции личности. Этот метод сочетает собственно диагностику личности ребенка и коррекционные приемы. Диагностика осуществлялась методом соотношения депривации с основной схемой структуры самосознания личности. Устанавливается, что же депривируется у ребенка или подростка: его имя; притязание на признание; чувство половой идентичности; психологическое время личности (его прошлое, настоящее, будущее); притязание на права и обязанности и др. Диагностику депривируемого звена структуры самосознания осуществляем через проективные методы; фортуные методы (методы депривации реализации потребности в признании); доверительную беседу, сопровождение и др. При этом пользуемся техникой идентификации: профессиональное поведение психолога состоит в обеспечении эмоционального комфорта ребенка. Соответственно с положительных эмоций формируется ценностное отношение к себе и доверительное отношение к другим людям.

Доверительная беседа и метод проблемных проективных ситуаций проводится с ребенком индивидуально в атмосфере доброжелательности, сочувствия и поддержки. Психолог устанавливает биографические данные в интерпретации самого ребенка, а также исследует особенности его психологического времени (ретроспективная рефлексия, обращенность в настоящее и будущее). Все это делается для выявления стрессогенных факторов и для последующего их снятия и реабилитации детской личности.