Развитие личности ребенка: проблемы, решения, поиск (Материалы российско-американской научно-практической конференции), страница 16

Эмоциональная сфера начинает искажаться с самих ранних этапов контакта со средой — отсутствие одного взрослого, матери, ее заботы, ласки, телесного контакта и пр., как это описано во многих исследованиях, что порождает либо пассивность, либо страх, либо неумение контактировать с людьми и неумение понимать, различать эмоции через мимику, жесты (1, 11, 18). Ребенок интуитивно чувствует свою брошенность, отсутствие опоры, защиты. Поэтому он стремится к контакту с любым взрослым и счастлив, если его погладят по головке, приласкают, скажут доброе слово. Вместе с тем у детей постепенно начинает развиваться агрессивный комплекс. В основе агрессии лежит потребность в самоутверждении, лидерстве, власти над другими людьми. Дети интуитивно понимают, что для успеха в жизни они могут полагаться только на себя, а потому стремятся утвердить себя всеми доступными способами — через нарушение норм, дерзость, физическое превосходство над другими и т.д. Отсюда очень часто можно наблюдать зависть к успехам других, стремление унизить их достижения или оправдать себя внешними обстоятельствами.

Как показали эксперименты, проведенные в школе-интернате с использованием проективных методов (рисунок "Несуществующее животное" и др.), в среднем у 70% детей доминируют агрессивность, или страх, или сочетание того и другого. Агрессия очень часто выливается на вещи, которые шефы дарят не им персонально, а "сиротам". Кончая школу, входя в жизнь многие их воспитанники не могут создав нормальную семью, контактировать с людьми, считаться с мнением и интересами других людей, нечувствительны к страданиям других и пр. Неумение сдерживаться, управлять своими настроениями и желаниями, ставить перед собой цели, требующие длительных усилий, — характерные черты многих воспитанников интернатов.

Способность к саморегуляции не имеет благоприятен почвы в условиях коллективного воспитания. Все регулируется извне. У воспитанников все действия должны подчиняйся распорядку дня, расписанию, правилам и принципам, выработанным в детском доме и интернате, навязанной извне деятельностью и т.п. Поощрение и наказание, которые призваны регулировать поведение, также являются внешними по отношению к саморегуляции, как осознанному выбору пути самим воспитанником.

Ученики, как правило, проявляют инициативу в нахождении способов нарушения правил, неподчинения. При этом все виды нарушений как правил, так и моральных норм не приносят благ самим воспитанникам, а являются демонстрацией потребности в самостоятельности. Попадая же в самостоятельную жизнь, в условия свободы от регуляции и контроля извне, учащиеся теряются: они привыкли не создавать для себя нормативы поведения, деятельности, а нарушать их. Поэтому для них более поняты и привлекательны "нарушители норм", молодежные группировки преступной направленности, в которых они попадают в привычную ситуацию — подчинения и нарушения, в которой они вращались долгое время, в период своего личностного становления. Сознание воспитанников детских домов и школ-интернатов также имеет очень неблагоприятные условия для своего формирования.

Сознание лежит в основе самопонимания, понимания своей функции в обществе, планирования жизни и поведения, способности к регуляции поведения, эмоций, выхода из критической ситуации и т.п.

Сознание формируется под влиянием жизненного опыта, опыта других людей, информации, идущей из книг, радио, телевидения и пр. У детей учреждений закрытого типа прежде всею ограничен жизненный опыт. Главный источник информации для них — воспитатель, ограниченное число взрослых, и главным образом чужой жизненный опыт они черпали из кинофильмов, которые, в последнее время особенно, описывают нестандартные ситуации, сверхсильных героев, побеждающих противников в невероятных схватках. Борьба добра и зла в криминальном варианте, сопровождающаяся бесконечными драками, убийствами, кровью, не дает адекватного представления детям о тех реальных ситуациях, в которых они попадут в обыденной жизни. Мир, в котором ребенок должен выбрать себе дорогу, предстоит перед ним как смесь войны, преступлений, религиозных проповедей, борьбы за власть, деньги, женщин, мужчин и приключений фантастических героев, с одной стороны, и ограниченное, стандартизированное существование в интернате.