Развитие личности ребенка: проблемы, решения, поиск (Материалы российско-американской научно-практической конференции), страница 20

Через труд дети начинают ощущать свою необходимость другим, если этот труд, как это практикуется в некоторых сельских интернатах, направлен на помощь сельским труженикам, помощь престарелым, инвалидам. Возможность оказывать такую помощь может быть наградой за "преодоление". Главная задача, чтобы дети, не нужные родителям, почувствовали, что через труд и творчество они могут быть необходимыми и полезными широкому кругу людей.

В начальной фазе развития этого чувства можно предоставить учащимся возможность самим выбрать, что они могли бы делать необходимого и полезного для класса. Одного продумывания или сочинения на тему "Чем я могу быть полезен для класса" достаточно, чтобы сознание ребенка обратилось к своим возможностям и способностям сделать что-то приятное и необходимое для других, а не только для себя.

Очень помогает этому тетрадь "Добрых дел", которую ведут сами ученики. В старших классах очень эффективными являются шефство над малышами, помощь им в учебе, организации походов, вечеров КВН и пр.

III. Тренировка эмпатического виденья как способности входить в состояние другого человека, сочувствовать, понимать ею особенно необходима в начальных классах. Умственно отсталые дети (как и взрослые) значительно хуже распознают чувства на лице другого человека, понимают мимику, жесты, отражающие те или иные эмоциональные состояния. Сами дети не могут дифференцировать движения. Например, детей с ЗПР просят открыть широко глаза, а они при этом открывают рот, расставляют руки-ноги, поскольку они не могут дифференцировать движения.

Тренировка начинается с простого пантомимического упражнения: детей просят изобразить, как выглядело бы его тело, если бы было холодно или очень сильно болел живот и т.п. Ребенок должен прочувствовать ритмы и телесные состояния при разных эмоциях — радости, печали, страха, гнева, любопытства. Он должен научиться изображать эти состояния не только в пантомимических движениях, но и в рисунках линий, в красках, в изображении печального или радостного дерева, щенка и пр. В Японии все рисунки детей и даже поделки из бумаги (оригами) даются с установкой на эмоциональность, передачу своего отношения и состояния.

Второй этап — распознание таких состояний в схематичных рисунках (В. С. Мухина предлагает для этого набор кукол, специально разработанных для детей, воспитанных в домах ребенка), на портретах, а затем у соучеников.

На начальных этапах полезны упражнения, построенные по принципу "горячего стула", где один из учеников садится на стул, а остальные дети говорят про него то, что, по их мнению, в нем есть хорошего, а затем о том, что ему надо исправлять. Это приучает детей к эмпатическому виденью, умению наблюдать за состоянием товарищей по классу, коллективу. Существует большое количество игр, направленных на развитие внимательности друг к другу (3, 4, 15). Некоторые из них с удовольствием выполняются и взрослыми учащимися. Такое виденье хорошо тренируется на уроках актерского искусства, а также в специальных "психодрамах", разработанных Дж. Морено и его последователями (2).

IV. Тренировка действенного выхода из кризисной ситуации также является необходимой в учреждениях закрытого типа. Как уже говорилось выше, всякая неудача у детей с ЗПР вызывает бурную эмоциональную реакцию — они начинают кричать, плакать, рвать тетради, отказываются от дальнейшей работы. Обычно учителя и воспитатели оставляют таких детей в покое или ободряют и говорят, что ничего страшного не произошло от того, что что-то не получилось и т.п.

В минуту эмоционального взрыва такие методы вполне подходящи. Однако заранее, в ситуациях спокойных, необходимо подготавливать сознание ребенка относительно действенного выхода из такой ситуации. Первоначально это должна быть тренировка на воображаемой ситуации, выход из которой может быть только действенным. Например, предложить детям придумать каждому, что бы он стал делать, если бы увидел на окне маленького ребенка, который каждую минуту может упасть.