Развитие личности ребенка: проблемы, решения, поиск (Материалы российско-американской научно-практической конференции), страница 28

В городе имеется опыт диагностики раннего развития детей в возрасте от трех месяцев до полугора лет. Такая диагностика осуществляется "Центром раннего развития", который создан в Дзержинском районе Санкт-Петербурга. Предполагается создание консультативно-диагностического "Центра детства", который возьму на себя задачу анализа и оценки уровня развития детей-дошкольников.

При Комитете по образованию создана ГМПМПК, где осуществляется комплексный психолого-медико-педагогический подход при обследовании ребенка, где решаются диагностические задачи при определении готовности ребенка к школьному обучению, оказывается консультативная помощь родителям.

На сегодняшний день сеть специальных (коррекционных) учреждений включает в себя 67 учреждений, в том числе:

— В Санкт-Петербурге имеются следующие реабилитационные учреждения, где открыто:

— дошкольные — 372 (1265 групп), в которых насчитывайся 9946 детей от 3 до 7 лет;

— для детей с ЗПР — 12 (6 шк., 1 инт., 5 д/д);

— школьные для детей с нарушением зрения — 4 (2 шк., СОЗШ № 1, д/д № 40);

— школьные для детей с нарушением слуха — 5;

— школьные для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата — 5 (3 + 1 д/д + шк. б-ца турн.);

— школьные для детей с нарушением речи — 4 (3 шк., 1 (ht.)

— школьные для детей с отклонениями в умственном развита — 37.

Существующая сеть коррекционных учреждений требует развития и совершенствования.

Появилась необходимость в создании учреждений нового типа, сущность их в комплексной реабилитации детей с различными отклонениями в развитии, включая психологическую, медициною, социально-трудовую реабилитацию, а также в организации комплексной системы социальной защищенности.

Так 2-й год функционируют принципиально новые учреждения.

1. Школа-центр специальной диагностики и интегрированного обучения детей с проблемами в развитии (№ 34, Невский р-н). Здесь вопросы педагогической реабилитации решены открытием гибко дифференцированных классов диагностических, общеобразовательной и вспомогательной школы, что позволяет осуществлять индивидуальное обучение детей с разным уровнем психического развития.

Б школе-центре имеется диагностический сектор с системою кабинетов по изучению личностных особенностей детей и подбору индивидуальной программы коррекции; коррекционно-оздоровительный сектор, включающий коррекционные ситуации, кабинеты психоэмоциональной разгрузки, лечебно-укрепляющего массажа и т.д.

2. Школа-профилакторий "Росток" для соматически ослабленных и часто болеющих детей (Дзержинский р-н).

3. Авторская школа № 22 (Невский р-н) с углубленным нравственно-эстетическим воспитанием детей с отклонениями в умственном развитии.

 4. Школа для детей-дезадаптантов (Кировский р-н).

Сложившееся положение с проблемами детства требует нового поиска для их решения. Так, в этих поисках участвуют не только государственные организации, но и общественные, в частности ассоциации родителей. По их инициативе и при поддержке ученых-дефектологов созданы учреждения для детей-аутистов (школа, Дзержинский район) и детей-опорников — школа "Озерки", Выборгский район).

В настоящее время в Санкт-Петербурге реализуется программа по созданию реабилитационных центров, которые создаются на базе специальных и сиротских учреждений.

Проекты по их созданию проходят предварительную экспертизу. Для координации этой работы и повышения научного уровня при Комитете по образованию создан НМС по специальной педагогике.

Члены НМС не только рецензируют документы, но и знакомятся с деятельностью учреждений, осуществляют научное руководство, оказывают помощь в разработке документов.

Созданы центры:

1) медико-педагогической реабилитации (школа-интернат № 10, г. Колпино);

2) социально-трудовой реабилитации (детский дом — школа № 51, Смольнинский район);

В рамках международного сотрудничества по интеграции детей с проблемами в развитии в обществе и культуру заключен договор с Англией и Норвегией по созданию в Павловске Центра медико-педагогической реабилитации подростков с глубоким нарушением интеллекта на базе специального детского дома-интерната № 1 г. Петродворца.