Развитие личности ребенка: проблемы, решения, поиск (Материалы российско-американской научно-практической конференции), страница 27

Здесь полезно вспомнить о том, что духовное развитие рассматривается как определяющее раритетное начало, определяющее успех даже в единоборствах. Вы, наверное, хорошо все знаете, что восточные единоборства, основным компонентом которого, определяющим силу человека, его победу в этом единоборстве, является духовное превосходство над противником.

И в этой связи тот феномен, который наблюдался в 60–70-е годы, когда стала открытой проблема правонарушений несовершеннолетними. Стали появляться кружки самбо, кружки бокса, кружки борьбы и т.д. именно для этой категории подростков. И милиция возражала, потому что мы вроде бы готовим, вооружаем этих хулиганов, будущих преступников особо опасным оружием, которое всегда при нем. Его у него не отобрать.

Я вспоминаю работу кружка самбо-70 (секция), в котором участвовало 160 подростков, и за все десятилетнюю историю существования этой секции ни один из этих подростков не совершил ни одного преступления. Почему? Потому что в процессе усиленной физической подготовки, в процессе организации единоборства у подростка воспитывалась очень высокая духовная культура, она не позволяла применять это оружие им во зло окружающим.

Я хочу завершить свое выступление попыткой определения духовности. Что это такое? Это не приверженность к той или другой религии. Это способность быть причастным ко всему происходящему вокруг не только ради себя и своих близких, но и ради других. Это признание приоритетным значение духовных ценностей перед материальными, берущими свои истоки в нем. Это способность сознавать, сопереживать, сотрудничать, соблюдать чувство меры, совести, достоинства, это высокое служение общему благу мира и природы.


И.А. ГЕРАЩЕНКОВА,

начальник управления по

охране детства Комитета по

образованию

г. Санкт-Петербурга

Совершенствование системы реабилитации детей с отклонениями в развитии

Сложные процессы, происходящие в стране, обнажили множество проблем детства, они непосредственно влияют на систему, обеспечивающую условия развития, обучения и воспитания детей, нуждающихся в помощи и поддержке государства (это дети с различными отклонениями в развитии, дети-сироты, дети из семей, относящихся к группе социального риска, дети, нуждающиеся в особых условиях воспитания).

Ориентация на личность ребенка должна стать главным критерием в определении того, как и чему учить, как воспитывать.

Второй год реализуется программа "Проблемы психолого-педагогической реабилитации детей с отклонениями в развитии (утверждена 14.10.92 коллегией Комитета но образованию), в ней предусмотрено:

1. Создание новых моделей образовательных учреждений реабилитационного типа;

2. Развитие дифференцированной сети специальных (коррекционных) учреждений;

3. Развитие психолого-педагогической службы;

4. Решение проблем, связанных с обучением, воспитанием, профессиональной подготовкой, трудоустройством подростков, интеграцией в общество.

В последние годы в нашей стране наблюдается увеличение числа детей с проблемами в развитии, среди них — дети со сложным дефектом, с ЗПР, с нарушением поведения, общения, двигательных функций.

Растет число детей с такими отклонениями в психофизическом развитии, которые раньше не учитывались. Эти дети требуют особого подхода.

Недостаточная обеспеченность системы специализированной помощи детям с недостатками в развитии дефектологии, уровень профессиональной компетентности психологов и педагогов, работающих с такими детьми, требует качественного изменения в системе подготовки и переподготовки кадров.

Особо актуальной является проблема разработки вопросов диагностики, методов психологической диагностики. Отставание в методах современной диагностики снижает уровень работы медико-педагогических комиссий, определяющих тип школы, в которой должен учиться ребенок.

Важным делом является совершенствование технологий диагностической и коррекционной работы.