Развитие личности ребенка: проблемы, решения, поиск (Материалы российско-американской научно-практической конференции), страница 8

Ребенка четырех-пяти лет психолог учит наполнять душевный мир игрушки по своему усмотрению. Благодаря воле и воображению ребенка она "ведет себя" исключительно таким образом, как это нужно в данный момент ему самому. Она умна и послушна. Она ласкова и весела. Она строптива и упряма. Она лгунья и неисправимая неряха. Психолог учит ребенка переживать вместе с куклой события собственной и чужой жизни во всех эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию

Кукла или мягкая игрушка могут выступать в качестве заместителя идеального друга, который все понимает и не помнит зла Игрушка нужна как девочке, так и мальчику.

У каждого ребенка должны быть установлены особые отношения со своей куклой или зверюшкой, что будет способствовать его нормальному развитию как личности.

Экспериментально было показано, что фактура и пропорции частей тела игрушки оказывают эмоциональное воздействие на ребенка. Чтобы малыш полюбил свою игрушку, она должна быть мягкой (зверюшка — пушистой). Кроме того, на ребенка производят впечатление пропорции тела, соответствующие детенышам животных:

большая относительно туловища голова, большие глаза, маленький нос и рот и т.д. Эти соотношения пропорций вызывают у ребенка покровительственное отношение.

Эмоциональная идентификация ребенка с куклой, мишкой, обезьянкой, собачкой и другими зверюшками позволит ему самому реализовывать в символической форме свои эмоциональные потребности. Здесь игрушка выполняет роль средства для снятия многих напряжений. Становясь старше, ребенок перестанет, естественно, обращаться к игрушке как к любимому и любящему существу, но останется нужное для всякого человека чувство благодарности любимой игрушке.

Метод идентификации с игрушкой дает возможность диагностировать особенность личностного развития ребенка и корректировать присущие ему трудности.

У нас разработано большое число разнообразных методов по идентификации ребенка со своим телом. Мы знаем, как человек расслабляется, когда он находится в кабинете массажиста, какие он испытывает чувства.

Мы разработали методику, которую назвали "Психомассаж" Психолог техниками массажа обогащает телесные ощущения ребенка. При этом если массажист, работая, должен молчать, — это его профессиональное поведение, что, правда, редко удается массажистам (потому что двигательная реакция и говорение связаны). Массажист всегда хочет поговорить, но профессионально он должен молчать. Психолог работает с телом через массаж и слово. Слову как знаку и сопровождающей его экспрессивной функции речи придается особое значение. Массаж включает ребенка в ощущение "темных мышечных чувств" (И. М. Сеченов). Действительно, благодаря массажу ребенок начинает ощущать себя глубинно, он расслабляется, тепло разливается по телу, это приятно, это обогащает чувствования себя телесного.

Зачем это нужно?

Естественным результатом жизни в закрытых учреждениях являются неоднократно наблюдаемые нами некоторые проявления обездоленных детей. Нередко можно видеть, как дошкольники и младшие школьники сидят, тесно прижавшись друг к другу, иногда прижимаются "животик-спинка". Они как бы замирают и так проводят время. Эта картина — показатель очень сильной эмоциональной депривации. Такие формы взаимодействия можно наблюдать у стадных животных. Скажем, если маленькие обезьянки оторваны от матери и поселены в "ясли" (в питомник), то они сидят именно так. То есть здесь проявляется глубинная потребность в телесном соединении с другим. Ребенок в семье постоянно реализует эту потребность: он забирается на ручки, его прижимают к себе, с ним возятся — играют. Дети детских домов лишены таких телесных контактов и, не осознавая этого, страдают.