Развитие личности ребенка: проблемы, решения, поиск (Материалы российско-американской научно-практической конференции), страница 4

Особая  психологическая проблема — отсутствие свободного помещения, в котором ребенок мог бы побыть один, передохнуть от взрослых и других детей. Каждый с детства нуждается в общении с другими людьми, но одновременно — в одиночестве и обособлении от других. Каждому нужно это особое состояние одиночества, обособления, когда происходит внутренняя работа, когда формируется самосознание. Отсутствие условий для внутреннего сосредоточения стандартизирует определенный социальный тип личности. Нереализуемая потребность в жизненном пространстве для психологического обособления приводит к тому, что дети из учреждений интернатного типа в больших городах осваивают чердаки и подвалы соседних кварталов. Но это совсем не то обособление, которое нужно для индивидуальной жизни души, — здесь эти дети снова вместе, но без позитивного внимания взрослого Здесь они невидимки и потому способны на безрассудные и непредвиденные ими самими поступки. Здесь достаточно часты побеги и бродяжничество.

У детей, живущих в сложившихся условиях воспитания в интернате на полном государственном обеспечении, появляется иждивенческая позиция ("нам должны", "дайте"), отсутствуют бережливость и ответственность.

Формальное дисциплинирование детей-сирот и детей, лишенных родительского попечительства, таит в себе опасность еще одной волны отчуждения во взаимоотношениях со взрослыми Эти дети нуждаются в особом гуманистическом отношении и профессиональном сопровождении Ребенку нужен друг, способный к пониманию, — тот человек, который поможет правильно ориентироваться в жизни.

Попечительская, психологически обоснованная помощь, сопровождение должны состоять и в умении создать у этих детей правильную позицию по отношению к людям, в умении снять позицию потребительства, негативизма, отчуждения не только к известным взрослым и детям, но и к людям вообще.

Позвольте мне рассказать, что делают в содружестве Институт развития личности РАО, кафедра педагогической психологии МПГУ, лаборатория психологической диагностики и коррекции РИПК РО в отношении проблемы детей, лишенных родительского попечительства

Для оценки значения реальной помощи детям важно обсудить методологическую позицию, исходя из которой мы строим основы психологической помощи.

При построении концепции развития личности мы исходили из понимания человека как исторического субъекта, поэтому в онтогенетическом развитии всегда должны быть задействованы феномены, которые определяют построение структуры самосознания. При этом мы исходим из положения о "социальном наследовании" психических свойств и способностей, об активном "присвоении" индивидом духовной культуры, созданной человечеством.

Наша исходная позиция состоит в том, что самосознание человека развивается внутри следующей исторически сложившейся социально обусловленной структуры: 1 — имя собственное плюс личное местоимение (за которыми стоят идентификация с телом, с физическим обликом и индивидуальная духовная сущность человека); 2 — притязание на признание; 3 — половая идентификация, 4 — психологическое время личности: самобытие в прошлом, настоящем, будущем; 5 — социальное пространство: долг и права. Это положение апробировалось через теоретический анализ психологических исследований, касающихся развития личности на всех ее возрастных этапах, через анализ этнографических исследований, через специальные исследования особенностей развития структуры самосознания в современных культурах и в разных социальных условиях (в том числе в учреждениях интернатного типа).

Структура самосознания личности универсальна (хотя у представителей разных народов, на каждом историческом этапе она имеет свое специфическое содержание и свои способы ее передачи новому поколению). Структура самосознания формируется следующим образом.

Имя собственное в процессе индивидуального развития становится тем первым кристаллом личности, вокруг которого позднее формируется сознаваемая человеком собственная сущность.