Развитие личности ребенка: проблемы, решения, поиск (Материалы российско-американской научно-практической конференции), страница 37

Теперь я хотела бы остановиться на трех областях развития ребенка: физическое развитие, умственное развитие и эмоциональное. В работе с детьми важно учитывать физическое состояние ребенка.

Жан Пиже провел небольшую исследовательскую работу, связанную с Обучением. У ребенка до двух лет развиваются органы чувств, с помощью которых он может воспринимать внешний мир.

Как вы знаете, основной возраст, в котором закладываются подобные навыки, — это возраст от двух до семи лет. У ребенка складываются различные умственные способности, у него появляется способность думать, но эта способность требует какого-то практического приложения. И с 7–11-летнего возраста в этот период ребенок ищет какого-то конкретного применения. Он не только видит какой-то предмет, он не только знает, что это за предмет, но он знает, как его применить. Но период нашей умственной зрелости наступает только после 12 лет, это период, когда мы начинаем думать о каких-то абстрактных понятиях и когда мы можем воспринимать действительность абстрактно.

Также нам необходимо помнить о том, что все эти ступени приходят постепенно, они переходят одна в другую и иногда эти ступени возвращаются. Если мы действительно понимаем это, если мы понимаем, что развитие происходит постепенно, нам необходимо быть терпеливым и мы должны относиться к ребенку снисходительно. Особенно это касается детей с недостатками умственного и физического развития.

В Америке больницы переполнены умственно-отсталыми детьми. Но на самом деле они не умственно-отсталые. Это неправильное название. Их разум, их интеллект здоров, но их эмоции находятся не в порядке.

Когда рождается ребенок, он всему радуется, он еще не может различать эмоции. И только через некоторое время он учится проявлять свой гнев, свою обиду. Скорее всего это самые первые эмоции, которые проявляются после радости.

Плач — это единственное средство, с помощью которого ребенок может выразить свои чувства. Поэтому это, наверное, то самое слово, которое необходимо использовать нам. Он плачет, когда хочет пить, когда хочет есть. После этого у ребенка начинается просто истерический плач, а мы считаем, что у ребенка плохой характер. И в Америке все отцы 'уверены, что плохой характер наследуется от матерей, а все матери уверены, что плохой характер переходит по наследству от отца. Поэтому мы должны проявлять терпение даже тогда, когда у ребенка начинается истерический плач.

И вы, вероятно, сталкивались с детьми, у которых очень плохой характер, они очень вспыльчивы. Но вы должны помнить о том, что иногда мы сами вызываем эту вспыльчивость. Иногда эта вспыльчивость проявляется в шестилетнем возрасте, когда у ребенка начинаются вспышки. Может быть он сердится. И в такие моменты вы должны обращать внимание на него для того, чтобы он не пострадал.

Поэтому вам надо осторожно отнестись к его поступку и рассмотреть причину.

Когда ребенок вырастает, он уже меняет способы общения с людьми, потому что маленький ребенок, когда ему что-то не нравится, пытается ударить этот предмет или человека. Когда же он вырастает, он уже пользуется своими возможностями, он уже пытается оскорбить человека словами.

Социальное развитие не менее важно, чем эмоциональное развитие, потому что очень важно, чтобы у ребенка были родители, к которым он может обращаться также, как впоследствии он может обращаться к учителям.

Кому же не хочется, чтобы его любили, чтобы за ним ухаживали, чтобы его хвалили? Ребенку необходимо именно это.

Первое, что у ребенка развивается, это чувство доверия. После того, как у него возникает чувство доверия к человеку, необходимо развивать чувство доверия к Богу.

Ребенка нельзя научить слушать. Когда родители говорят: это нельзя, а это можно, он должен делать именно так. Когда они вырастают, нам необходимо напоминать им об этом, а что такое плохо, для них это не остается непререкаемым правилом. Нам необходимо постоянно говорить им об этом и утверждать их в этом.