Развитие личности ребенка: проблемы, решения, поиск (Материалы российско-американской научно-практической конференции), страница 26

Американский психолог Уильям Глоссер писал в своей книге "Школа без неудачников": "И провалившиеся на экзамене неудачники пополняют ряды тех, кто населяет тюрьмы и психиатрические лечебницы, кто состоит в патронажных списках, прозябает в нищете и невзгодах".

Ну, об этом свидетельствуют и наши с вами наблюдения. Почему? Возьмите любой контингент спецшколы, контингент спец. ПТУ, контингент трудовых воспитательных колоний — кто там находится? Там находятся дети-неудачники, дети с несложившейся судьбой, я уже не говорю о том, что это дети-сироты при живых родителях, я уже не говорю о том, что это дети, просто попавшие в сферу социального сиротства, это дети, которые не имели надлежащего успеха в процессе обучения, в процессе общения в школе, то есть дети, обделенные во всех отношениях. И это является одной из причин того, что они оказались в той группе риска, о которой здесь шла речь.

Стремление вывести детей из-под власти травмирующей психику личности официальной педагогики, основанной на авторитаризме и подавлении, на этом строили свои системы воспитания Гмайнер, Штаймер, Макаренко, Сухомлинский, Амонашвили и другие прогрессивные современные педагоги. И должен сказать, что именно те системы, ориентированные на личность, на уважение личности, на свободное развитие личности, на призвание и утверждение прав ребенка, на развитие и усиление его чувства собственного достоинства, на развитие его творческого самостоятельного потенциала, и дают наиболее высокий профилактический эффект в раннем предупреждении всякого рода отклонений в поведении и развитии личности.

Все названные особенности образовательного процесса, его явные и скрытые недостатки прежде всего поражают духовную сферу личности; на этом фоне гипертрофируют биологическая и материальная сферы. Развитие личности приобретает дисгармоничный характер. Во многом этому способствует доминирующие в обществе тенденции к удовлетворению биологических и материальных потребностей.

Что сегодня у нас является главным в нашей широкой общественной жизни? Это стремление к благополучию материальному, стремление обеспечить себя максимумом житейских и прочих средств, необходимых для полноценной жизни. Сейчас социальный стандарт жизни резко вырос, он является примером не только для западноевропейских и других стран, но и для нашей страны в силу ее открытости для влияния. Все это, конечно, стимулирует те нежелательные явления, о которых я вам говорил. Почему? Потому что они падают на бездуховную почву, на очень низкий уровень духовного развития, не способный правильно оценить все эти влияния, скорректировать их. Это позволяет выдвинуть культурологическую концепцию отклонения в поведении и развитии личности. То есть как в "кольце Мебиуса" — незаметный переход их с внешней поверхности на внутреннюю. Отсюда умножение сущностей, в первую очередь негативных, вариантов развития личностей, тоже самое негативных.

При стабилизации этих изменений происходит появление новых типов культуры. К сожалению, не самых высоких, не самых лучших.

Проблема и ее суть состоит не в деформации инструментальных средств воздействия на развивающуюся личность. Обычно мы всегда говорим о недостатках в методике, в содержании учебно-воспитательной работы, ищем более совершенные, более активные, более эффективные методы, но причина не в них. А причина в дефиците влияний, в результате которых недоразвивается психическая субстанция, на основе которой формируются духовные, социальные качества личности, берут начало полноценные социально-духовные тенденции ее развития. В связи с этим образование не определяет тип развития личности, а предрасполагает к ее восприятию определенных социальных влияний.

Отправным моментом для изменения направленности активности развития личности является начало процесса самоопределения, когда наступает старший подростковый возраст, наступает смена всех вех развития и жизненного определения. И вот здесь происходит, что подростки, открыто заявляющие о своей приверженности к духовным ценностям, вдруг вынуждены бывают сменить свою ориентацию на материально-биологическую сферу активности жизни.