Развитие личности ребенка: проблемы, решения, поиск (Материалы российско-американской научно-практической конференции), страница 44

Основой успеха в воспитании детей, живущих в интернатном учреждении, является умение воспитателей строить отношения с ребенком, использовать неформальные способы общения, умение гасить, а не провоцировать агрессивность ребенка. Благоприятный микроклимат помогает каждому ребенку чувствовать себя менее тревожно, быть расположенным к другим людям, лучше принимать внешние воздействия. (Ермолаева-Томина).

Успех в воспитании детей может быть достигнут, если ребенок вовлечен в процесс творчества. Этому было посвящено выступление Джона Каргера, профессора из США. Он показал возможности двух путей: рефлективного, когда процесс заучивания проходил по типу "раздражение — реакция — стимул" и путь творческого вовлечения ребенка в совместную деятельность с педагогом — сотворчество, когда ребенок сам доходит до понимания закономерности той деятельности, которой он занимается.

Яркой иллюстрацией того, что духовным воспитанием в интернатном учреждении можно заниматься системно и целенаправленно, стал опыт работы Дома детства г.Канска Красноярского края. Ярулов А.А. остановился на возможностях управления этим процессом со стороны администрации и всего педагогического коллектива. Изменения в жизни Дома детства касаются всех сторон: корректируются учебные планы, вводятся экономические, гуманитарные, социальные дисциплины, увеличиваются часы на физическую культуру, вводятся занятия по компьютерной грамотности, циклы художественно-творческих занятий, создаются возможности для участия ребят в производительном труде, когда они могут заработать деньги. Но все эти изменения приносят ощутимую пользу для воспитания и социализации детей при главном условии — изменении характера общения между взрослыми и детьми.

Большое значение для духовного развития детей, их социальной адаптации имеют занятия художественным творчеством. Шпикалова Т.Я., профессор МГПУ, на примере разработанного ею курса по воспитанию детей средствами искусства, показала, как изобразительное искусство, народные промыслы используются в образовательном процессе школ-интернатов, особенно для детей, имеющих проблемы в развитии. Педагоги школы-интерната Вологодской области, Харовского детского дома раскрыли методические приемы, формы этой работы, продемонстрировали результаты детского творчества: вологодское кружево, поделки по дереву и т.д. Обучение детей по данному курсу убедительно доказывает, что даже больной ребенок сможет более успешно устроиться в жизни.

Для совершенствования деятельности интернатных учреждений для детей-сирот необходимо постоянное изучение и распространение передовых демократических новаций. Сегодня изучение опыта их деятельности затруднено из-за передачи центром многим своих функций на места. Необходим специальный орган, который бы квалифицированно занимался изучением и распространением опыта работы интернатных учреждений. Таким центром по изучению опыта является Научно-методический совет по проблемам социальной адаптации воспитанников интернатных учреждений. Совет работает второй год, за это время выпущено 12 информационных материалов по опыту разных регионов России. Рассказывая о работе Совета, Холод В. Л. зам. начальника Управления образования Белгородской обл., зам. Председателя Совета, обратился к руководителям Министерства образования с просьбой этот Совет узаконить.

3 секция "Эстетическое воспитание в спецучреждениях для детей с девиантным поведением"

Хуторнов В. Н., директор спец ПТУ.

Работа проходила в Чеховской спецшколе для девочек. Проблема, о которой шла речь на секции — эстетическое воспитание детей с отклонениями в поведении, детей, которые помещены в специальное учреждение. Как правило, в этих учреждениях до эстетики дело не доходит. Поэтому участники секции поняли, какую сложную проблему поставили перед собой педагоги Чеховской спец. школы. В прослушанных сообщениях, в посещении факультативов в изучении документов, методических разработок была выстроена система эстетического воспитания в спецшколе. Кроме того, эта программа обеспечивается четкими действиями каждого педагога, инженера. Главным результатом проделанной работы было поведение детей, их глаза, манера общаться.