Развитие личности ребенка: проблемы, решения, поиск (Материалы российско-американской научно-практической конференции), страница 12

Когда мы с помощью специальных занятий задействуем сферу воображения ребенка, мы как бы восстанавливаем минута за минутой, час за часом его прошлый опыт, ею прошлую жизнь и помогаем ребенку погрузиться на время в эту ситуацию воображаемой жизни, мы помогаем ему взглянуть на эту жизнь со стороны. Собственно говоря, самосознание формируется тогда, когда мы соотносим свой собственный опыт с опытом других людей, с окружающим миром. Формирование самосознания — это постоянное соотнесение. В ситуации имаготерапии, когда подросток соотносит самою себя с какими-то ситуациями своей жизни, которые были для него травмирующими, помогает более глубоко рефлексировать события своей жизни Подросток учится управлять и направлять те свои действия и поступки, которые были в прошлом. Мы создаем вместе с ним ситуацию "иной" реальности, реальности, где возможно все. Подросток может изменять по своему желанию течение процессов воображения, имеет возможность изменять по своему желанию даже свою собственную жизнь в этой реальности, реальности своего воображения.

Главной задачей работы на дальнейших этапах когда подросток заканчивает работу вместе с психотерапевтом, является перенесение опыта работы с психологом на реальную жизнь подростка. И здесь важное значение приобретает передача информации о ребенке, его особенностях воспитателям. Тем, кто будет вместе с ребенком работать и жить в реальности обыденной жизни. Поэтому работа в подростковом возрасте с детьми фактически начинает пересекаться со специальной работой с теми людьми, которые занимаются воспитанием подростка, — воспитателями и учителями.

Я уверен, что эта работа должна быть единой. Если мы будем заниматься только подростком и его проблемами, не занимаясь проблемами, которые возникают в педагогическом коллективе, то эффективность нашей работы будет очень низкой. Сейчас в мировой психологии принято, что работа ведется со всей семьей и ребенок рассматривается в контексте семьи Наша работа строится на том, что мы не вырываем ребенка из контекста той социальной ситуации в которой он живет и от людей, с которыми он взаимодействует.

Поэтому работа с целостными социальными системами, когда психолог взаимодействую не с одним ребенком с отдельной личностью, но фактически со всеми участниками конфликтов, в которых задействован подросток, на наш взгляд, в настоящее время является достаточно актуальной и требует дальнейшей разработки.


Е.М. РЫБИНСКИЙ,

директор НИИ детства РДФ кандидат педагогических наук

Положение детей в России как объект научного исследования

Учитывая тему нашей конференции, мне хотелось бы кратко остановиться на проблеме, благодаря которой формируется личность ребенка в современных условиях, — социально-общественном фоне, социальном окружении детей

Социальные проблемы детства у нас в стране, по существу, ведь и не изучались. Вследствие этого не создана теория детства как социального феномена, не сложилась специальная научная отрасль социальной проблемы детства. Конечно, были и есть академические институты, научно-исследовательские центры, учебные заведения, которые глубоко и серьезно занимаются проблемами развития личности. Об этом сегодня говорили. Речь идет об изучении комплексных проблем детства, взаимоотношении мира взрослых и мира детей, об отношении государства и общества к детям. Речь идет о таких понятиях, как государственная социальная политика в интересах детей, социальная программа в области детства, социальная депривация детей, социальное сиротство, социальное неблагополучие детей и т.д. Перечисленными проблемами в научном и конкретном плане стали заниматься в последние годы Сейчас создано несколько институтов и центров по этой проблематике. К числу их можно отнести наш институт, созданный пять лет назад как институт двойного подчинения — Академии наук и Советского детского фонда. Два года назад в силу ряда причин он стал принадлежать и полностью финансироваться такой общественно-благотворительной организацией, как Российский детский фонд. Работа направлена на конкретные проблемы детства, положение детей-сирот