Развитие личности ребенка: проблемы, решения, поиск (Материалы российско-американской научно-практической конференции), страница 15

Вместе с тем неповторимая индивидуальность и психическое развитие далеко не одно и то же. Психическое развитие, подобно тому как физическое и умственное, обеспечивает наиболее успешное приспособление человека к среде, особую психическую силу, наличие которой особенно важно в период глубинных социальных перестроек. Именно психическое несовершенство, неспособность бороться с соблазнами, своими желаниями, управлять своими действиями являются причиной сломанных жизней, бесконечных страданий и конфликтов с окружающей средой.

Подобно тому как умственное развитие складывается из совершенствования качеств познавательных процессов, так и психическая зрелость имеет свою структуру, направленную на оптимальную адаптацию к среде.

Наиболее значимой в психической структуре является эмоциональная сфера, на базе которой формируются и мироощущение, и отношения, и состояния, и поведение, и контакты с людьми. Эмоции, как известно, проявляются в трех основных аспектах: в состояниях, отношениях, реакциях на ситуацию.

В негативном варианте человек всю жизнь находится в состоянии тревоги, беспокойства, тоски, злобы, неудовольствия, желания уничтожать все вокруг. В отношениях с людьми для него характерна либо скрытность, недоверие, либо зависть, ненависть, либо желание подчинить, унизить людей. Он находится в постоянных конфликтных отношениях с другими, не может контактировать с ними, испытывает постоянное недоброжелательное отношение к себе, стремление "держаться подальше" от него и т.п.

То же самое касается реакций на самые разные, иногда пустяковые события, которые носят случайный характер. Реакции гнева, страха, истерических припадков и даже помешательств могут возникнуть у людей по самому разному поводу.

В основе всего круга отрицательных эмоций лежат не только природные предпосылки, но и глубокая эмоциональная невоспитанность. Как показывает практика, культура эмоций может быть воспитана на любой природной базе.

Оптимизм, вера в свои силы, способность не впадать в уныние и панику при всех критических ситуациях формируются тогда, когда уже в школе человека приучают к действенному выходу из критических ситуаций.

Эмпатическое (понимающее) виденье других людей, стремление им помочь при необходимости, доброжелательное и чуткое отношение к окружающим, умение установить контакты и дружеские отношения — это также признаки высокой психической культуры — общения и поведения.

Наконец, адекватная реакция на стрессовую, кризисную, конфликтную ситуацию, способность без эмоциональных срывов выходить из нее, направлять свои эмоциональные реакции, являются показателями высокой психической культуры.

Эмоциональная культура тесно связана с развитием волевой саморегуляции — способностью управлять своей эмоциональной сферой, поведением: общением, деятельностью, в равной степени побуждая или тормозя ее по мере необходимости. Способность к произвольной регуляции является основой культуры во всех сферах психики.

Регуляторные процессы, в свою очередь, связаны со сферой сознания, которое включает в себя мировоззрение, целевую установку, осознание конкретной ситуации и той необходимой формы поведения и общения, которую она требует.

Вся психическая сфера завязана в тесный узел, связанный этими тремя процессами — эмоцией, волей, интеллектом.

Формирование культуры психики особенно необходимо в детских домах и школах-интернатах, где все эти процессы деформируются в негативную сторону благодаря самим условиям коллективного воспитания.